English version of DollPlanet switch to English
DollPlanet.ru. Планета Кукол

Ведущий российский кукольный инфопортал

Куда пойти, что посмотреть?



Рассылки Subscribe.Ru
Всё о куклах на DollPlanet.ru
Афиша кукольных выставок и событий на DollPlanet.ru




 

Happy Dolls. Наталья Курочкина - об антикварных куклах

С Натальей Курочкиной www.happydolls.ru беседовала Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru, 27 мая 2012

Антикварная кукла еще совсем недавно казались нашим соотечественникам исключительно музейным предметом, обладание которым для большинства поклонников старины оставалось несбыточной мечтой - в то время как на Западе коллекционирование кукол как таковое началось в XX веке именно с кукол, с которыми играли мамы и бабушки первых коллекционеров. Однако сейчас уже можно говорить о том, что антикварная кукла пришла и в нашу страну: в прессе появляются публикации, в Интернете работают профессиональные дилеры, формируются сообщества коллекционеров и поклонников кукольной старины, антикварные куклы все чаще и активнее участвуют в выставках, готовится к выпуску специализированный журнал... Один из тех людей, благодаря кому все это наконец происходит в России - московский эксперт, коллекционер и исследователь кукольной старины Наталья Курочкина, известная на Доллпленет как Baccara. С 2008 года Наталья ведет в Живом Журнале блог, который стал уникальной русскоязычной энциклопедией об антикварных куклах, а в конце прошлого года она открыла и собственный сайт Happydolls.ru.

Мы попросили Наталью рассказать о проектах, в которых она принимала участие, о старинных куклах в современных коллекциях, и о ее взаимоотношениях с этими куклами...

Антикварная кукла Gaultier Франция

Французская кукла Gaultier

Екатерина Зиборова: Еще несколько лет назад большинству казалось, что антикварные куклы - это абсолютно недоступные, "музейные" вещи; они были окружены негативными предрассудками, и казались многим людям страшными. Но сейчас мы видим, что интерес к антикварной кукле стремительно растет, в России уже много опытных и знающих собирателей, и к ним подтягиваются даже те, кто раньше увлекался только коллекционными куклами XX века и даже BJD. Как Вы думаете, с чем это связано?

Наталья Курочкина: Люди приходят к антикварным куклам какими-то своими путями, у каждого человека он свой. Часто бывает, что человек просто не представляет, что существуют такие куклы и, увидев их, очаровывается.

Ведь мы долгое время были практически ограждены от них – единичные экземпляры в музеях, а кто у нас по музеям ходит, да и часто ли? К тому же в музеях на куклах акцент не делался. Вот появился музей Уникальных кукол на Покровке, люди идут мимо – заглядывают, собственно, как это и было со мной. Я же антикварными не так давно занимаюсь, история та же – просто не знала, что такое существует, не задумывалась, что было до советского времени, просто не приходило в голову.

Хотя бывает и так, что эти куклы действительно сначала пугают, ведь они, в самом деле, имеют другую эстетику, непривычную для нас, выросших на советском пластике, Барби и живущих в окружении японских и корейских шарнирных кукол. Правда, часто одно другому не мешает.

Развитие интернета и платёжная система Пейпал дали возможность покупать на иностранных интернет-аукционах и дилерских сайтах. Появление русских специализированных сайтов и блогов стало сильно способствовать, люди стали общаться, выставлять фотографии; форум Доллпланет немалый вклад вносит в плане популяризации, я помню, какое было на затишье в подфоруме по антикварным куклам поначалу, и как активно идут обсуждения сейчас. Я просто не могу представить, что бы мы делали без интернета, и как некоторые люди, собирающие антикварных кукол, сейчас без него обходятся. Варились бы в собственном соку со всеми ошибками в атрибуции и куклами непонятного происхождения и состояния.

Е.З. Я знаю, что Вы сами начинали коллекционирование кукол с BJD и современных "модниц" - Mooqla, Blythe, Pullip... Почему произошла такая перемена во вкусах? И какой была Ваша первая антикварная кукла?

Н.К. Как я уже заметила, я недавно ими занимаюсь, до этого моей болезнью были Пуллип, Тоннеры и муклы. Они никуда не делись (хотя явные излишки я все же потихоньку продаю), к ним прибавились еще и Блайз, только я уже не уделяю им практически никакого внимания, это плохо, конечно, потому что планы есть, но времени на всех не хватает катастрофически.

Как-то случайно зашла в музей Уникальных кукол и, кстати, пришла в ужас от вида антикварок – какие они щекастые, пучеглазые! Рты открыты, там зубы! Они мне показались страшными, правда. Но, тем не менее, это меня потрясло, это было какое-то новое знание, окно в новый мир. Я – человек увлекающийся и любопытный, поэтому стала искать информацию, нашла сайт Ильмиры Степановой, там увидела красивых ухоженных кукол и влюбилась. Цены были крайне высокие, поэтому ходила туда просто любоваться. Но однажды увидела куклу Хандверк и потеряла покой. К моему счастью её тут же зарезервировали, и я вздохнула спокойно, но так вышло, что тот покупатель её не забрал. «Это моя кукла, она осталась для меня!» – подумала я и купила ее. Несла домой и волновалась, как муж отреагирует, ведь её даже поставить некуда, большая, 61 см., а у нас тогда был минимум мебели. «Красивая!» - сказал муж. Пришлось заказывать для нее полки, куда потом много кого ещё въехало. А мир с этого момента перевернулся, теперь антикварные – самые главные мои куклы.

Е.З. У Вас в коллекции много репликантов. Бытует мнение, что начинать свой путь в мире антикварной куклы проще всего с репликантов - меньше шанс ошибиться, купить подделку, да и таинственные "биографии" старинных кукол по-прежнему пугают некоторых людей. Какие репликанты Вы можете посоветовать начинающим?

Н.К. На самом деле репликанты я покупаю только одного размера – 27 см., т.н. «размер Блюэтты». Они прекрасно вписываются в мою полку, на них надо мало тканей, они удобны в руках, их не страшно тискать и играть с ними, и, в конце концов, это мой любимый размер игровой куклы. Есть несколько исключений: три Брю мастера Саюри Синн, одна «Mein Liebling» неизвестного мастера, одна Schmitt & Fils работы Маргарет Вольфи – они порядка 35 – 45 см. Есть несколько совсем маленьких и фантазийных, например, полностью фарфоровые 19-см Брю и Марке, таких же не было на самом деле. Просто понравились, почему нет?

И если сказать правду, по большому счёту я не люблю репликанты всё равно, просто некоторые мне нравятся, а в целом по моим ощущениям они холодные и отстранённые, не дают такого тепла и детской радости, таких эмоций и положительной энергетики, как настоящие «залюбленные» антикварки. Но, повторю, это мои личные ощущения, у кого-то всё иначе.

Я не знаю всех мастеров по репликам, поэтому мне сложно кого-то посоветовать. Если брать самого лучшего мастера по француженкам – Саюри Синн, то она прекратила принимать индивидуальные заказы, видимо поток заказчиков оказался сильно больше ее физических возможностей, ведь она очень скрупулёзно относится к работе и с истинно японской дотошностью пытается достичь того результата, который желает заказчик.

Единственное что могу сказать – если хотите качественную реплику, не поленитесь и прокопайте информацию о том, как должен выглядеть оригинал. Только так можно оценить уровень реплики. Чтобы не купить Брю с ресницами, к примеру. Или копию Армана Марселя по цене настоящего Хандверка – какой в этом экономический смысл?

Конечно, важно качество самого фарфора. Есть такая порочная практика, что головы делают мастера, а плечевые части и руки, если они фарфоровые – покупаются отдельно или вообще делаются из чего-то крайне некачественного. Так, у меня есть прекрасная, изумительно расписанная головка модной улыбающейся Брю, от настоящей не отличишь, но на таких плечах… Они разбились по дороге, и их невозможно склеить ПВА, из чего я делаю вывод, что это может быть и не фарфор вовсе. А голова фарфоровая, вот так.

Но вот насчет мнения, что начинать коллекцию надо с репликантов – я не согласна. Нравятся антикварки – так покупайте их! Репликанты стоит покупать, если оригинал не по карману, а куклу хочется, или если куклы нравятся, но есть предубеждение насчет старых б/у кукол: некоторые люди просто не любят чужие вещи.

Е.З. Расскажите о проекте, в котором Вы принимаете участие - восстановление детских комнат семьи последнего русского императора в Царском селе. Как всё начиналось? На какой стадии этот проект сейчас? Какие кукольные экспонаты оказались наиболее ценными и примечательными?

Н.К. В проекте я выступаю экспертом и консультантом, оцениваю предлагаемых кукол на соответствие периоду и степень вероятности их присутствия в царских детских комнатах, даю рекомендации по подбору. Конечно, консультациями дело не ограничилось, я подарила музею несколько кукол из своей коллекции и в прошлом году к выставке «В гостях на Детской половине» привезла еще несколько ценных экспонатов, это была уже личная инициатива.

Началось всё с того, что я написала в свой Livejournal-блог статью о куклах Великих княжон, эта тема меня однажды заинтересовала, я стала искать информацию, заказывать книги с мемуарами современников, некоторые книги приезжали из других городов, в Москве их не было. То есть, я собирала материал для своих читателей, это интересная тема и практически нигде не освещённая, кроме великолепного каталога выставки Государственного Исторического музея «На детской половине» 2000 года, но его уже невозможно найти. И примерно в то же самое время независимо от моих изысканий стартовал проект МОАК о восстановлении детских комнат в Александровском дворце, им требовался консультант по антикварным куклам, ведь их специализация – современные авторские куклы, кто-то на их форуме дал ссылку на мою статью, так мы с этим проектом и встретились.

Сейчас Александровский дворец планируется закрыть на долгий капитальный ремонт, пока стоит вопрос в финансировании ремонта, и поэтому сложно сказать что-то конкретное о планах, ведь привозить кукол сразу в хранилище не очень интересно, их хочется показать публике, «сделать красиво». Но могу приоткрыть краешек завесы – еще сюрприз готовится.

Самыми ценными экспонатами за прошедшее время считаю две куклы, привезенные мною в прошлом году. Остальные куклы, безусловно, прекрасные, но эти – 100% удача. Но сколько было упущено ценных экспонатов из-за их высокой стоимости! Ведь выкупать надо сразу, я же денежные знаки не печатаю, у музея тоже каждый рубль на счету, а искать спонсоров на такие большие суммы – дело очень долгое и неблагодарное, куклы ждать не будут, пока их покупка согласуется, они уезжают к тем, кто быстрее принимает решения.

Одна из этих кукол изначально покупалась в личную коллекцию, и нашла ее для меня Ильмира Степанова, но когда я её увидела, то судьба куклы была решена – в музей однозначно. Дело в том, что она – точно такая же кукла, что на фото с маленькой княжной Ольгой. Ольга сжимает в руках клоуна-цимбалиста, я долго не могла понять, что это за игрушка у неё, на фото плохо видно, но только клоун приехал, всё встало на свои места.

антикварная кукла царская

Вторая «прошлогодняя кукла» - «Bebe Olga» с полным приданым, выпущенная французской фирмой Lanternier в честь визита царской семьи в Францию в 1896 году с маленькой годовалой княжной Ольгой. Неизвестно, была ли такая кукла подарена княжне, но ее связь с историей царской семьи неоспорима.

Царская кукла Bebe Olga старинная

Можно отметить и еще две куклы, подаренные в 2010 году музею президентом МОАК Светланой Пчельниковой, это Simon & Halbig 1079 DEP и ходящая Roullet et Decamps с головкой Simon & Halbig 1078.

Как известно, серия кукол в национальных костюмах, хранящаяся в Сергиево-Посадском музее игрушки и принадлежавшая Великим княжнам, состоит из кукол Simon & Halbig 1080 и 1040 DEP, это те же 1079 и 1039 модели соответственно, но на кожаном теле. Отсюда уверенность в том, что 1079 DEP – самая подходящая кукла для царской детской. Вторая же кукла, механическая Рулле и Декамп, просто произвела фурор на церемонии открытия Александровского дворца, она в превосходном состоянии – одежда, обувь, парик, ходит прекрасно; исправная механика - это большая редкость. Стояла очередь из журналистов, чтобы снять, как она ходит. И в музее Сергиева Посада куклы этой фабрики также есть, что также подтверждает её право на жизнь в царских покоях.

 Е.З. Насколько мне известно, до революции в Россию активно импортировались куклы из Европы, однако собственное производство было не особенно развито. Какое место сейчас занимают российские куклы в общем "рейтинге" антикварных кукол?

Н.К. Русская кукла за границей – экзотическая вещь, ведь обычно с Россией ассоциируются только матрёшки, поэтому ремарка, что кукла – русская и редкая может способствовать хорошей цене на неё, но платить астрономические суммы за русскую экзотику ещё никто не готов. Продвинутые коллекционеры и дилеры уже знают о существовании и других видов русских кукол, в частности терракотовых сувенирных кукол. В последнее время наблюдается ажиотаж на них среди русских покупателей, Запад реагирует более спокойно, подозреваю, что удивляется результатам торгов. И лишь только в двух западных книгах я встретила упоминание о русских фарфоровых куклах – дунаевских и фабрики Журавлева и Кочешкова. На зарубежных аукционах встречаются русские фарфоровые куклы, но их , как правило, ошибочно атрибутируют, и поэтому сложно говорить об их ценовом рейтинге.

Что касается внутреннего рынка, их рейтинг крайне высок, иногда даже неоправданно. Но такие завышенные цены на русских кукол можно объяснить, всё же их очень много погибло в революцию, гражданскую войну, Великую Отечественную и просто из-за людской дурости, и у нас вообще не было принято хранить старую рухлядь, к которой, безусловно, относились и бабкины куклы. Это редкость, особенно куклы фабрики «Журавлев и Кочешков». Что по мне, их ценность исключительно в редкости, а внешне и качественно они сильно уступают западным образцам. У меня их нет ни одной, но покупать кукол я люблю исключительно те, которые мне понравились внешне, поэтому для кукол Журавлева и Кочешкова почти нет шансов попасть в мою коллекцию, особенно с такими ценами.

Дальше идут калишские Шраер и Фингергут. Они попадаются гораздо чаще и особенно в России, но их можно найти и на Западе, ведь фабрика экспортировала их во многие страны, в отличие от Журавлева и Кочешкова. У меня язык не поворачивается назвать их русскими, фабрика была в Польше, владельцы – две состоятельные еврейские семьи, разве что это была территория Российской империи. Но они всё же имеют особенную лепку лица – она явно отличает этих кукол от немок, хотя Калиш стоял практически на границе с Германией.

За ними идут «дунаевские» куклы. На самом деле, под этим именем продается массовая сувенирная продукция «Артели Майолик» 1920-30 годов с головами из терракоты, поставляемая в Европу и Америку. Спрос и на эту дешевую терракоту советского периода возрос необычайно, возможно потому, что она самая доступная сейчас, и какие-никакие, но действительно русские куклы. Хотя насчет доступности уже не знаю, что прогнозировать – когда-то они стоили буквально копейки, в последние два года наблюдается их удорожание, но, думаю, это стараниями наших коллекционеров, которым они вдруг стали нужны. Надо отметить, что ценностью обладают куклы только в родной одежде, раздетые куклы продаются недорого, и мало востребованы, ведь сами по себе они ужасного качества, играть ими невозможно, а коллекционная ценность этих кукол без одежды сильно снижена. Настоящие же фарфоровые куклы Дунаевской фабрики, в том числе и сувенирные с Бартрамовскими костюмами, так же редки, как и куклы Журавлева и Кочешкова.

Встречаются и иные русские куклы – деревянные, мастичные, из папье-маше, но их присутствие на российском рынке настолько мало, что говорить об их рейтинге практически бесполезно, они в хорошем состоянии редки, соответственно, дороги.

Е.З. Много ли старинных кукол уцелело в России в бурях XX века? Насколько реально купить куклу, которая "прожила" более ста лет в нашей стране?

Н.К. Они есть, они уцелели, но их мало, и их стоимость велика. Особенно у кукол с историей, это в мире коллекционеров называется провенанс. Так вот, кукла с провенансом стоит дороже, чем такая же, но без него. Конечно, у каждой куклы есть история, ею же кто-то играл, но провенанс – не просто рассказанная или придуманная кем-то история, а документально подтвержденная фотографиями, письмами, чем-то еще.

Совсем недавно мне приносили на продажу две такие куколки. Они уже нашли новых хозяев, все счастливы. Куклы прожили в одной семье с начала 1890-х гг., были фотографии девочки Веры, которой их купили, её родителей, история семьи была найдена мной даже в интернете, оказалось, что это известная в одной губернии фамилия, одной из жительниц их села пишется книга воспоминаний, в которой эта семья будет упомянута.

Иногда такие куклы лежат на чердаках, антресолях, в сундуках, их находят наследники или новые владельцы дома, и счастье, что не выбрасывают сразу, а пытаются узнать, что это такое и можно ли выгодно продать, а ведь бывает и такое грустное окончание их кукольной истории. В общем, чудеса всё еще случаются.

Е.З. Есть ли у Вас такие "куклы с историей"?

Н.К. Я спокойно отношусь к провенансу, есть – хорошо, но если за него надо переплатить, я не буду покупать такую куклу. В общем, провенанс лично для меня – не стимул для покупки, но приятный бонус. Хотя да, есть куклы, которые действительно жили в одной семье, и проданы прямыми наследниками, но документов о владельцах не имеют.

Фото старинной куклы Kestner

Кукла Kestner, Германия

Е.З. За границей - в особенности на специализированных выставках - купить антикварную куклу несложно. А в каком состоянии сейчас находится российский рынок антикварных кукол?

Н.К. В зачаточном и диком. Если посмотреть на профессиональные аукционные сайты, то у меня иногда волосы дыбом. Профессионализм экспертов аукционных домов, возможно и высок, но что касается кукол, то там может быть все, что угодно. Наверняка слышали старую историю о «кукле Екатерины II», которая на самом деле была производства немецкой кукольной фабрики Хертвиг 1915 годов.

Что касается российского интернет-рынка, тут тоже мало хорошего. Взять хотя бы Молоток. Как можно купить куклу, руководствуясь такого качества фотографиями и расплывчатым описанием – не представляю. Правда, надо сказать, что стали появляться хорошие продавцы, дающие качественные фото, описывающие всё так, как есть. Некоторые даже пишут мне перед выставлением лота на продажу. С одной стороны, это радует, что люди хотят быть честными, с другой – катастрофически ест мое время. И тут есть неожиданный момент: люди, оказывается, хотят быть обманутыми. То есть, если кукла описана правильно, указаны все ее недостатки, перекраска, сборка, ремонт, это людей пугает. Напротив, выставлено нечто несуразное «в оригинальном состоянии», и люди берут, хотя потом при ближайшем рассмотрении или попытке продать эту ценность и выручить денег их ждет неприятный сюрприз. Я бы рассказала много таких случаев, ко мне обращаются с подобными вопросами оценки, но из этических соображений не могу.

Продавцы тоже разные: есть те, что купят рухлядь и так и продают, есть кто покупает рухлядь, чистит, восстанавливает исходя из своих талантов и взглядов на ремонт, и продает уже улучшенную; есть те, кто покупают сразу хорошую куклу, чтобы перепродать, как она есть, или переодев ее получше. Возможны разные варианты. И ведь необязательно, что продавец стремится обмануть, часто он сам искренне не в курсе того, что продает. Одно можно сказать: покупать куклу сейчас у нас без базовых знаний о предмете опасно для кошелька. Исключение: если продавец уже известен или лично, или есть рекомендации знающих коллекционеров.

Е.З. На какую сумму следует ориентироваться человеку, планирующему купить старинную куклу в хорошем состоянии и оригинальной одежде?

Н.К. Если брать российский рынок, то хорошее состояние обычно начинается от 30 тыс. руб. Оригинальная одежда – от 50 тыс. руб. Но также возможны варианты в зависимости от честности и наглости продавца и редкости самой куклы. Я говорю об адекватных продавцах, которых знаю сама, и куклах среднего коллекционного уровня.

Е.З. Что Вы можете сказать о популярном партворке "Дамы Эпохи"? В условиях почти полного отсутствия информации о кукольном антиквариате в оффлайне, этот журнал отчасти был призван заполнить этот информационный вакуум. Однако представленные там материалы не производят впечатление написанных экспертами.

Н.К. Прежде всего, партворки – коммерческие проекты, цель которых не заполнение информационного вакуума, а получение прибыли. Информация в них подается исключительно для стимуляции покупательского спроса, кому нужны эти дешевые тиражные китайские куклы, если бы они продавались сами по себе отдельно? Правильно, никому. Но зато с текстами на русском языке, да на тему, на которую мало, что по-русски написано, пусть и с колоссальными ляпами, эти копеечные по себестоимости куклы будут продаваться довольно дорого. Как говорится, на безрыбье и рак – рыба. Если совсем ничего не знаешь об антикварных куклах, это поможет сориентироваться хоть немного. Но если уже знаешь, что к чему, то без смеха некоторые опусы читать невозможно. Одно время я наивно полагала, что там действительно некому писать приличные тексты, поэтому берут непроверенное. Я написала письмо в издательство Деагостини с предложением корректировать тексты, чтобы не было ляпов, об оплате даже речи не было. Мне не ответили вообще, даже что в услугах не нуждаются. После этого все розовые очки с моего носа относительно информационной направленности этих изданий слетели.

Е.З. Какие книги, по Вашему мнению, относятся к must have в библиотеке человека, занимающегося кукольным антиквариатом? Какие русскоязычные источники, помимо профильных блогов, Вы можете порекомендовать к изучению?

Н.К. 1. Для начинающих обязательно нужны справочники "200 Years of Dolls 4rd Edition Identification and Price Guide" или "Jan Foulke's Guide to Dolls: A Definitive Identification and Price Guide". Они содержат краткую информацию по всем коллекционным куклам, включая антикварных и винтажных с ценовыми ориентировками. Конечно, цены даны в расчете на западный рынок, и смотря цены, надо помнить, что ничего общего с российскими рыночными реалиями они не имеют. Справочники хороши для ориентации в мире антикварных кукол, понимания, что вообще было, что нравится, что нужно искать, и во сколько это обойдется.

2. Для продвинутых - две энциклопедии. Одна по немецким куклам: "German Doll Encyclopedia 1800 – 1939", авторы Jurgen & Marianne Cieslik, издана в 1984 и поэтому редкая и очень дорогая, вторая - по французским: "The Encyclopedia of French Dolls Volume I - II", авторы Francois & Danielle Theimer, издана в 2003 году, но тоже дорогая.

3. Поклонникам французских кукол Жюмо просто необходима "The Jumeau Book", авторы Francois Theimer & Florence Theriault, издана в 1994. Невероятно красиво изданная книга, масса подробностей по истории и идентификации кукол.

4. Самая копируемая и подделываемая кукла в мире - Брю, и у нее тоже есть своя книга, "The Bru Book" тех же авторов, издана в 2001 году. Безусловно, она тоже полезна для коллекционеров этой куклы, но настоящие Брю в России мало у кого есть в силу огромной стоимости, их нет и в известных мне музеях, но хоть посмотреть на них в книге! И кстати, тем, кто делает реплики, она очень будет полезна - доступный оригинал больше взять негде.

5. Поклонникам французской фирмы S.F.B.J. будет очень полезна "S.F.B.J. Captivating Character Children", авторы Ann Marie & Jacques Porot, Francois Theimer, 1986. В книге - история появления общества со списком участников, описания моделей с фотографиями (в основном черно-белыми), датами, особенностями. Большой раздел посвящен патентам – описания, даты и чертежи механизмов и устройств.

6. Коллекционерам ранних париан и чайна (кукол-бюстиков) никак нельзя без "Identifying German Parian Dolls" и "Identifying German Chinas 1840s – 1930s" автора Mary Gorham Krombholz. История этих кукол дана в развитии, в зависимости от направлений моды, показаны особенности росписи отдельных фабрик, что помогает в их идентификации.

7. "German Doll Marks. An Identification Book", авторы Jurgen & Marianne Cieslik, 2001 - справочник по немецким куклам со списком всех известных немецких молдов с датами начала производства и фирмой-изготовителем, есть таблицы-идентификаторы по штампам и фигурным маркировкам и список торговых марок с датировками.

В принципе, список очень длинный, я перечислила самые сливки, иначе интервью рискует быть бесконечным. Одной строкой можно упомянуть также "KESTNER King of Dollmakers", "The Body Book", "German Papier-Mache Dolls 1760 - 1860", "Identifying German Character Dolls", "Simon & Halbig Dolls. The Artful Aspect", "Lenci Dolls", "Bleuette. The Doll and Her Wardrobe", "The History of Wax Dolls", "The Dolls of Jules Nicolas Steiner, "The Panorama of Parisienne Dolls", "French Royal Court Dolls from the reign of Louis XVI" и многое другое.

Если говорить только о книгах на русском языке, то тут мало что могу порекомендовать. Есть общая обзорная книга издательства Аванта+ «Куклы мира», она переиздана и до сих пор продается. В магазинах она стоит 600-700 руб., но если не полениться и подъехать в фирменный магазин Аванты, то там ее можно купить примерно за 200 руб. Книга хороша для общего знакомства с кукольным миром, там есть немного текста и фотографий по нашей теме, но это не справочник, это просто популярное издание.

В серии «Справочник коллекционера» издательства Астрель АСТ есть отдельный выпуск (или глава в целом справочнике, извините, уже не помню точно) о мишках, куклах и игрушках, но там информации также мало – порядка 16 страниц на кукол и кукольную мебель. Это капля в море.

Не так давно вышла энциклопедия Бориса Голдовского «Художественные куклы», на данный момент это самое подробное издание, касающееся, в том числе, и антикварных кукол. Из плюсов – рассмотрено довольно много фабрик, читателю дается более объёмное представление о мире антикварных кукол, но ценовых ориентировок и таблиц молдов нет. Но и тут есть, к чему придраться. Есть фактические ошибки в текстах, не те фотографии… То есть, на данный момент книга самая основательная, но снова только для новичков нулевого уровня.

В серии «Игрушка в культуре России» издательского дома «Весь Сергиев Посад» вышла книга Галины Дайн «Сергиев Посад – столица русской игрушки». В отличие от старой книги Дайн «Русская игрушка» куклам отведено больше внимания: кроме русских кустарных кукол есть и фарфоровые «дунаевки», но вот про фабрику Шраера и Фингергута снова нет информации, хотя их куклы показаны. Книга, опять же, только для общего развития.

В серии «Коллекции Эрмитажа» издательства Государственного Эрмитажа, недавно вышла книга И. Н. Ухановой «Игрушки». Из 200 страниц на кукол ушло всего 35. Несмотря на ошибки, которые нашлись и здесь, книга написана хорошо, интересный экскурс в историю игрушек. То есть, это снова популярное издание, помощи для создания коллекции там не найдете.
В целом, пока ситуация с литературой на русском языке весьма грустная.

Однако, есть приятная новость. Пользуясь случаем хочу сказать, что в сентябре-октябре планируется выход первого в России русскоязычного специализированного журнала об антикварных куклах, одним из редакторов которого буду я. В сентябре будет дан подробный анонс с содержанием журнала, официальная презентация планируется на октябрьском Салоне кукол. Пока могу сказать, что темой номера станут куклы фабрики Кестнер. Поскольку журнал издается на собственные средства, его первый тираж будет всего 500 экземпляров, периодичность издания планируется раз в квартал. Но, возможно, жизнь внесет свои коррективы в эти цифры. 

С Натальей Курочкиной www.happydolls.ru беседовала Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru

Все фотографии принадлежат Наталье Курочкиной






Новости DollPlanet.ru




Forces of Destiny: Звездные Войны в кукольном формате | 01.06.2017
Игрушки по Звёздным Войнам были всегда. Экшн-фигурки, всевозможные модели и прочие радости для поклонников пришли на прилавки в 1977 году, вместе с выходом нового фильма. В 2017 году они выходят на новый уровень. Forces of Destiny - новая франшиза в рамках культовой саги, которая включает в себя серию кукол. Производить новую серию будут Hasbro.
>>

Shibajuku Girls, большие модницы из Австралии | 14.05.2017
Маделин Хантер (Madeleine Hunter, не путать с Мадлен Хэттер из Ever After High!) – не поп-дива, но готова потягаться с самой Гвен Стефани! Недавно Гвен, наконец, показала свою кукольную линейку Kuu Kuu Harajuku. Сегодня предлагаем взглянуть на другую аналогичную серию: Shibajuku Girls (Сибудзюку герлс). Куклы продаются уже год и пользуются значительным успехом, а Маделин не собирается останавливаться на достигнутом.  >>

ВРЕМЯ КУКОЛ №19. 24-28 мая, Санкт-Петербург | 06.05.2017
В последние дни весны главная выставка авторских кукол и мишек Тедди представляет новые коллекции российских мастеров, а также знакомит с экспозициями зарубежных художников, чьи куклы в Санкт-Петербурге можно увидеть только на "Времени кукол". На этот раз зрители увидят невероятные фарфоровые куклы 7 японских художников... >>

Японскую моду в массы! Kuu Kuu Harajuku от Гвен Стефани. | 04.05.2017
Поп-дива Гвен Стефани любит экстравагантные наряды и японскую уличную моду. Когда-то она уже оставила след в кукольном мире - в середине 2000х выходила её линейка кукол. В 2017 Гвен возвращается на полки игрушечных магазинов с новой линейкой Kuu Kuu Harajuku. Предлагаем первый взгляд на новых кукол от Mattel и Гвен Стефани. Что ждать от Гвен в этот раз? >>

Почему антикварная игрушка может стоить 100 000 долларов? | 25.04.2017
Как и любой коллекционный рынок, мир антикварных кукол сопровождают головокружительные взлеты и сокрушительные падения. "Это похоже на ветер или на моду," - признался Джей Лоу, глава кукольного направления Morphy Auctions в Денвере. - "Через десять лет люди могут устремиться совсем не за тем, чего хотят сейчас"... >>

7 лет добрых чудес с куклами Lalaloopsy. | 18.04.2017
Вот уже 7 лет необычные куклы с глазками-пуговками радуют детей и взрослых. С первого взгляда озорные героини покоряют сердца и не теряют популярности. Вы поняли, о ком речь? Конечно, это Lalaloopsy. Они появились в 2010 под именем Bitty Buttons, и быстро стали хитом. Куклы в стилистике тряпичных, простые, но оригинальные и бесконечно добрые – они всегда выделялись на фоне соседок по полкам, поэтому остались с нами надолго. >>

"Все лучшее - детям". Коллекция Сергея Романова. 31 марта - 13 августа, Москва | 14.04.2017
31 марта  в Малом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике «Коломенское» открылась  выставка «Все лучшее – детям. Игрушки 1950–1980 годов из коллекции Сергея Романова». Цель выставки – познакомить посетителей с историей советской  игрушки 50–80-х гг. XX века, показать игрушку как отражение культурных ценностей, элемент пропаганды, художественное произведение своей эпохи... >>

Первый взгляд на Hanazuki. Рождение новой луны. | 29.03.2017
Hanazuki: Full of Treasures - новая мультимедийная франшиза от Hasbro, стартовавшая в 2017 году. Насколько многообещающей она выглядит? Давайте посмотрим вместе. Модное визуальное исполнение и интересный самобытный мир, интерактивные игры и игрушки... На самом деле история Ханазуки насчитывает уже более 10 лет, а родиной по праву можно считать Голландию. Интересно узнать о неё больше? >>

Барби оживает! Что нового подарит нам кукла в 2017 году? | 27.03.2017
Лошадь на батарейках, умная голограмма в виде любимой куклы и другие чудеса технического прогресса: интерактивность сейчас в тренде, и Барби не отстаёт! Культовая кукла в этом году отпраздновала 58-летие, но не собирается на пенсию. Насколько удачными окажутся новые идеи – покажет время, мы же взглянем, что нового в 2017 году подарит нам Барби.

>>

«Счастливый» конец или новое начало? Monster High и Ever After High на Toy Fair 2017. | 14.03.2017
Правда ли, что этот год станет последним для Ever After High? И что Monster High тоже плавно движутся к закату? Эти вопросы сейчас волнуют многих.  Посмотрим, что нового Matytel представили на New York Toy Fair 2017 и попробуем лучше понять, насколько правдивы слухи. Monster High больше не входит в категорию ключевых брендов, но как это отразится на его судьбе? Этот и другие животрепещущие вопросы в новой статье.
>>

Tonner Doll и Phyn & Aero: большие новости от Роберта Тоннера | 11.03.2017
В 2016 году компании Tonner Doll Company исполнилось 25 лет. Четверть века - солидный возраст для кукольного бизнеса, и тем сложнее что-то радикально менять. Но Роберт Тоннер дерзнул: в своем декабрьском письме поклонникам он заявил, что оставляет лишь поп-культурных лицензионных кукол, а все наши любимые популярные линейки - Deja Vu, Ellowyne Wilde, Tyler Wentworth - уходят в прошлое... >>

Куклы к 8 марта: празднуем азарт, увлеченность и познание | 09.03.2017
Международный Женский День - про нежность, хрупкость и букеты? О нет, далеко не всегда, не везде и не для всех! Первоначальное значение 8 марта как дня солидарности женщин в борьбе за эмансипацию в России отошло на задний план, но для Запада по-прежнему характерно внимание к женской борьбе, проблемам дискриминации, вовлечению женщин в науку и политику... >>



С чем играют наши дети?


Современный родитель, который приходит в магазин за куклой для своей дочери, стоит перед непростым выбором. Мы расскажем вам о наиболее известных детских куклах современности, их особенностях и истории. И пусть каждая покупка будет радостью!

Чем порадовать малышку? Подарки для девочек

Кое-что о кукле Baby Born
Куклам Bratz 10 лет. Непотопляемая банда
Куклы Moxie Girlz. Светлая сторона Bratz
Куклы Monster High от Mattel. Монстры в школе!
Что стало с куклами Winx?
Куклы Paola Reina. Ванильные дети Испании
Lalaloopsy (Bitty Buttons). Глазки-пуговки
Загляните в раздел Куклы для детей!

Новостные ленты


Официальные партнеры DollPlanet.ru



NRFB - кукла, никогда не вынимавшаяся из своей упаковки

Молд - уникальная лепка лица

Реборн - гиперреалистичная кукла-младенец

ОО - Outfit Only, "только одежда"

LE - ограниченный тираж куклы

Хотите узнать больше? СЛОВАРЬ КУКОЛЬНИКА от DollPlanet.ru - для вас!


Сайт о кукле Барби для взрослых