Алексей Нужный для www.dollplanet.ru. 3 декабря 2011
Коллекционирование… Что это для нас? Увлечение, страсть или… болезнь? Как врач, иногда склоняюсь к последнему
(шутка).
Сколько себя помню, всегда что-нибудь коллекционировал: в детстве значки, марки, монеты; потом был перерыв около 10
лет: учеба, опять учеба, работа, становления жизненных позиций. Когда появилась какая-то стабильность – «болезнь
обострилась». Опять вернулась страсть к коллекционированию: сначала нумизматика, уже серьезно; старинное фото
врачей Царской России со знаками лекарей; оригинальных предметов для создания настенных коллажей различных
исторических эпох… Прошло пять лет… Большая часть коллекции нумизматики распродана, коллажи в рамках висят на
стенах, часть фото также осталась и оформлена. Что дальше?..
Япония… Страной Восходящего Солнца я заинтересовался лет в 27. Причем интерес этот появился совсем неожиданно, как
мне тогда казалось, безо всяких причин. Занятия с японским мечом, айкидо, чайная церемония (тя-но-ю), японский
язык, история и культура далекой и загадочной страны. Все приходило один за другим, плавно перетекая друг в друга.
Почему Япония? Не Китай, Индия, Европа, наконец? Этот вопрос возникал у меня и у окружающих. Ответ не находился
долгое время. Пока, не занимаясь родословной по линии отца и разговаривая с самым старшим своим дядей, не узнал,
что мой прадед, оказывается, был участником Русско-японской войны 1904-1905гг., героически оборонял Порт-Артур и
после его сдачи попал в плен к японцам. Пробыл в Японии около года, а так как был хорошим сапожником, то бывшие
враги очень ценили его, предлагали остаться и жениться на японке. Но… прадед предпочел Россию и вернулся на Родину.
И было ему в то время 27 лет. Любопытное совпадение, не так ли? Потом всю свою жизнь с глубоким восхищением и,
наверное, некоторой грустью и сожалением, рассказывал своим детям и внукам о маленьких трудолюбивых людях, их
культуре и ценностях. Наследственность, как оказывается, не пустые слова и выдумки. В этом я убедился на личном
опыте.
Постепенно, узнавая культуру Японии, я, конечно, не мог пропустить знаменитый японский фестиваль Хина-Мацури (День
Девочек) и традицию выставлять куклы в семье, где есть девочки. У меня как раз родилась дочка. Так началось мое
знакомство с японской традиционной куклой.

Моя первая японская традиционная кукла. Хина-нингё. Один из пяти придворных музыкантов. Период изготовления 30-40-е гг.20 века. Высота 13 см.
Моя первая, действительно японская, кукла была именно хина-нингё, причём изготовлена в период 30-40-х гг. 20 века.
Это был один из пяти придворных музыкантов, правда, без инструмента, имел довольно потрепанный вид и цена совсем
неадекватная, но это было начало, и я радовался как ребенок. Потом были покупки китайской интерпретации японской
куклы, в то время довольно редко еще попадающихся. Начало действительно коллекционирования осложнялось тем, что
теоретических знаний не было, так как литературы о японской традиционной кукле на русском языке нет вообще.
Приходилось собирать информацию на англоязычных сайтах буквально по крохам. И вот, где-то в конце 2008 г. мне в
руки попала книга Алана Патэ о японской кукле с большим количеством иллюстраций и описаний. Этого человека по праву
можно считать современным «гуру» антикварной японской куклы. Он выпустил две книги, открыл свой музей, имеет
множество публикаций, читает лекции, в общем, пропагандирует «культ» антикварной японской традиционной куклы на
Западе в наше время. Книга, правда, была на английском языке, но это все-таки легче для восприятия, чем японский,
который к тому времени я смог более-менее освоить на уровне простого разговорного, но письменность давалась с
огромным трудом (нет у меня, к сожалению, способностей к языкам).
Так, переводя книгу, я с головой окунался в мир японской традиционной куклы, и эта волна все больше захватывала
меня и увлекала в свою пучину. С тех пор и началось коллекционирование в истинном понимании этого слова.

Китайская "японская" кукла. Интерпретация японской куртизанки высшего звена ТАЮ.

Японская традиционная кукла, изображающая ТАЮ, с некоторыми потерями шпилек (для сравнения с китайской). Период изготовления 1912-1926 гг

Фото настоящей ТАЮ с прислугой.
Прошло три года. Сейчас у меня насчитывается около 100 экземпляров кукол, разных размеров и видов: от совсем
маленьких (2 см.) до 80-сантиметровых Бунраку-нингё. Правда, антикварных кукол не так много, большинство все-таки
винтажных, но годы идут и винтажные превратятся в антикварные. Организовав первую «пилотную» выставку в своем
городе, понял, что очень много людей хочет не только посмотреть, но и узнать как можно больше об истории кукол, их
видах и описаниях, - в общем, расшифровать. И хотя я только в самом начале плавания в этот удивительный мир и
знаний еще не так много, но все же после выставки появились мысли написать полноценную книгу об этом искусстве
Страны восходящего Солнца. Пока, конечно, это дело будущего, но цикл небольших статей я все же уже написал. Часть
материала выложена на форуме об антикварных куклах, но мне хочется, чтобы как можно больше людей узнавала и
наслаждалась действительно подлинными произведениями талантливых японских мастеров-кукольщиков, а не дешевыми
китайскими «японскими» куклами, продающимися на каждом углу и выдаваемыми за японские традиционные куклы. Я не
против Китая, я против подделок, хотя, пока к большой радости их не так много и отличить их элементарно.
Так, накапливая информацию и какой-никакой опыт, я продолжаю моё коллекционирование.
Алексей Нужный для www.dollplanet.ru
Тема Алексея Нужного на Форуме DollPlanet.ru
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!
Вторая статья цикла: А куклы как люди... Куклы на фестивале Хина-Мацури