Екатерина Зиборова, www.dollplanet.ru . 16 июля 2010
Анна Барская (Чубарь) - одна из самых мистических фигур российской кукольной культуры. Этот
неуловимый мастер создает кукол, которые существуют на тонкой грани между реальностью и
зазеркальем, между кукольным искусством и концептуальной скульптурой. На Времени Кукол №5 нам
удалось пообщаться с Анной, чей приезд в Петербург стал приятной неожиданностью...
Екатерина Зиборова: Анна, скажите, кто Вы по образованию?
Анна Барская: Когда-то я хотела поступить в институт Репина и стать искусствоведом. По специальности я
преподаватель рисования и черчения, но после вуза я стала профессиональным художником, а не
преподавателем. Потом мне стало мало двухмерного пространства, захотелось, чтобы работы было
можно держать, поворачивать... Так появились куклы.
Е.З. У кого Вы учились кукольному искусству?
А.Б. Мой муж держал художственный салон, и он очень любил наших пермских художников-кукольников
Ларису Каменских и Анну Зуеву. Я училась, глядя на их работы. Это было в самом начале 2003
года.

"Дюплекс". Флюмо
Е.З. А как Вы думаете, в чем секрет "пермского феномена", который мы сейчас наблюдаем?
А.Б. На самом деле в Перми куклы популярны уже давно, у нас очень сильный кукольный театр. Анна и
Лариса, возможно, черпали свое вдохновение оттуда, а остальные видели их кукол и начинали
делать своих. Кто-то ходил к ним на курсы, кто-то потом продолжал учиться уже в Москве, в
школе Светланы Воскресенской. А сейчас мы просто собрались вместе: всем интересно, все что-то
делают, всем хочется общаться, делиться.
Е.З. То есть Пермский клуб авторской куклы - не только профессиональное объединение?
А.Б. Это действительно так, у нас клуб по интересам. Не знаю, к сожалению или к счастью, но он
пока женский. У нас очень теплые отношения, мы дружим.
Е.З. Мне всегда было любопытно заглянуть за кулисы Пермского клуба. Какие проходят мероприятия,
как возникают инициативы?
А.Б. На самом деле мы практически не расстаемся. Во-первых, мы вместе справляем все праздники -
даже дни рождения, если у человека есть желание отмечать вместе с нами. Тогда мы собираемся
прямо в нашем Кукольном доме или едем куда-то в кафе. Во-вторых, мы отмечаем и праздники
стандартные, обязательные: Восьмое марта, День рождения Кукольного Дома, Новый Год... Есть у
нас и обязательные собрания, потому что мы сами понимаем - нам это нужно, чтобы работать
дальше. Мы составляем планы на год, распределяем учебные курсы. Ради этих встреч мы
откладываем все дела, даже отпрашиваемся с работы.
Посетители Пермской галереи авторской куклы спрашивают, можно ли научиться этому, и мы
приглашаем их в нашу школу, где каждый мастер ведет свой курс.
Е.З. А чему лично Вы больше всего любите учить людей? Композиции, работе с конкретными
материалами, декорированию кукол?
А.Б. Честно говоря, мне не очень нравится учить. Мне больше по душе процесс сотрудничества,
соавторства, когда человек хочет что-то сделать, а ты ему можешь это объяснить и показать,
дать ему возможность проявить себя.

"За Белым Кроликом, или Сказка с продолжением. Флюмо
Е.З. Какой у Вас сейчас любимый материал, и почему?
А.Б. Безусловно, флюмо. Флюмо соперничает с фарфором, но фарфор сложнее. Изготовить куклу из
фарфора гораздо более затратно по времени и усилиям. Флюмо, в свою очередь, позволяет делать с
ним всё. Это очень благодарный материал.
Е.З. Художники любят использовать флюмо как материал для артикулированных кукол, вплоть до
шарнирок. А Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы создать подвижную куклу?
А.Б. Я очень хочу сделать шарнирную куклу, но меня останавливает то, что я не хочу повторяться.
Не вижу смысла делать ту шарнирку, которую делают все. "Моя" кукла пока ко мне не пришла.
Потом, флюмо позволяет тираж, а значит, эта кукла должна быть универсальной.
Е.З. Да, сейчас кто-то склоняется к тому, чтобы у авторской куклы был зафиксированный образ,
эмоция, поза, одежда. Статичная кукла позволяет большую экспрессию. А кто-то больше любит
шарнирных кукол, потому что с ними легче взаимодействовать. Владелец артикулированной и во
всех смыслах гибкой куклы вынужден становиться ее соавтором...
А.Б. Вернусь к причине, по которой я стала делать кукол. Я хотела, чтобы то, что я создаю, можно
было потрогать. И я считаю, что скульптурность мешает кукле, потому что кукла предназначена
всё-таки для рук. В этом плане шарнирка - универсальное решение.
Е.З. Какие у Вас планы на ближайшее будущее? Или Вы стараетесь не строить далеко идущих планов?
А.Б. Строю, но бывают и неожиданности. Этой весной я, например, ходила и говорила: "почему японцы
меня не замечают? Заметили бы, на выставку бы позвали..." Буквально на следующий день меня
ловят Катя и Лена Поповы и говорят: "Тебя ищут японцы, никак не могут найти!" *смеется* Я
неуловимая, сайта у меня нет, да и телефоны я меняю часто. А сейчас хочу сделать персональный
проект на следующей выставке "Время Кукол". Но что там будет - пока секрет!
(прим.ред.: с 28 апреля по 4 мая в Токио прошла престижная международная выставка World Ningyo
Exhibition, в которой приняли участие Анна Барская, Саша Петрова, Катя и Лена Поповы, Алена
Жиренкина, Лидия, Светлана Рудой и Наталия Горбунова)
С Анной Барской беседовала Екатерина Зиборова, www.dollplanet.ru
Фото Анны Хариной www.dollplanet.ru и Яны Юринсон http://www.flickr.com/photos/jurinsson/ ("Следуй за Белым Кроликом-2" на Времени Кукол №5)

"Питер!" Флюмо
"Не вижу, не слышу, не скажу..." Фарфор.
"Когда человек ничего не видит, он жесток. Когда ничего не может сказать, он становится безвольной жертвой. Если человек ничего не слышит, он концентрируется на себе и превращается в эгоиста"