Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru, Марина Письменская www.dollyshouse.ru. 27 октября 2010
В начале октября 2010 года в Москву приехала Марина Бычкова. Этого события ждали многие, ведь возможность лично пообщаться с одним из величайших художников-кукольников современности выпала российским поклонникам и владельцам Enchanted Dolls впервые. Марина привезла с собой двух полиуретановых кукол из новой линейки: если несколько фарфоровых красавиц Марины Бычковой уже давно живут в России, то полиуретановые куклы только готовятся к выходу на рынок - но очередь на их покупку начала формироваться еще зимой.
Мы встретились с Мариной в одном из уютных московских кафе, чтобы поговорить о новой линейке кукол, прикоснуться к ним, полюбоваться их изяществом и окончательно увериться в том, что куклы Марины Бычковой - уникальное явление современной кукольной культуры.
Екатерина Зиборова: Марина, расскажите, как давно Вы работаете над полиуретановыми куклами?
Марина Бычкова: Уже почти два года. Я долго искала фабрику, которая бы их производила, но ни одна не могла дать мне нужное качество – пока я наконец не нашла американскую компанию Dollfair (представляющую известных BJD Narae и Narin. – прим.DollPlanet.ru). Dollfair уже много лет производит кукол BJD, имеет прекрасный опыт работы с куклами и художниками-кукольниками, и мне очень понравилось качество их продукции. Прототипы моих полиуретановых кукол были отлиты на Dollfair еще год назад, и конечно, все это время куклы постоянно дорабатывались. Я хочу достичь своего идеала, иначе я вообще не вижу смысла делать кукол - поэтому я выкладываюсь по максимуму и не иду на компромиссы в плане качества.
Е.З.: Ходили слухи, что якобы Вы хотели производить кукол на территории России…
М.Б.: Это правда. Когда я искала фабрику-производителя, то рассматривала и несколько российских фабрик. Но меня смущало расстояние, разница во времени… А когда я внимательнее изучила российские производства и пообщалась с представителями, то окончательно разочаровалась, и отказалась от этой идеи. Во-первых, меня не удовлетворил технический уровень, а во-вторых – российская манера ведения бизнеса.
Е.З.: Увы, наработок в промышленном производстве кукол такого класса, тем более полиуретановых, в России действительно нет. К тому же, насколько мне известно, были использованы более сложные технологии.
М.Б.: Мы с моим ассистентом Катриной долго пытались добиться от полиуретана того, чтобы кожа моих кукол светилась, как у фарфоровых. Поэтому в полиуретан добавляется фарфоровый порошок, позволяющий достичь этого эффекта. Чем ближе сходство материалов, тем лучше. Фарфор более долговечен - но полиуретан, конечно, прочнее.
Полиуретановая кукла Марины Бычковой на обложке мартовского номера DOLLREADER. Источник - ED
Марина Письменская: На форуме DollPlanet.ru Вы упоминали о том, что будете бороться с губительным воздействием УФ-излучения на кукол. Расскажите о ваших успехах на этой стезе?
М.Б.: Да, мы используем новый состав, который при вмешивании в полиуретан отражает солнечные лучи и замедляет процесс пожелтения. Я поставила эксперимент над моими прототипами, высадив их на полке и наблюдая за цветом. Куклы просидели в комнате с естественным освещением целый год, и ни одна из них не пожелтела даже незначительно. Естественно, пока нельзя утверждать, что пожелтение не начнется никогда - материал новый, и требуется время, чтобы он себя проявил. Но если цвет и изменится, то очень слабо. Надеюсь. (смеется) Вообще пластики непрерывно совершенствуются, формулы дорабатываются. Раньше BJD сильно желтели даже за несколько месяцев, а новые куклы из полиуретана уже иначе реагируют на свет, чем те, которым пять лет и больше.
М.П.: Мы держим в руках уже готовых кукол. Каков их предполагаемый тираж?
М.Б.: Сейчас я планирую начать с очень маленьких партий. Каждый месяц будет выпускаться всего несколько полиуретановых кукол, потому что их созданием занимаюсь только я и Чад. С другой стороны, мне и не нужны большие тиражи – не хочу заполнять рынок своими куклами, они должны оставаться эксклюзивными.
Е.З.: Сложно ли было переходить от фарфора к синтетическому материалу?
М.Б.: Работа с полиуретаном занимает у меня очень много времени (лишь незначительно меньше, чем с фарфором) – в частности, сборка и роспись. Я ведь собираю своих кукол не на эластичный шнур, а на металлические пружины. Если же говорить о росписи, то когда я расписываю фарфоровую куклу, то чувствую краску и материал, кисть становится продолжением руки. К росписи полиуретана мне еще надо приноровиться, на это у меня уйдет несколько месяцев. Еще я хочу сказать, что фарфор очень гладкий, почти как стекло, и после нанесения краски он становится чуть шероховатым – но все равно на ощупь он как шелк. Формы для полиуретановых кукол делаются с фарфоровых, поэтому они до росписи такие же гладкие. Но когда я наношу слой краски и закрепляю клиром, они становятся немного шероховатыми. Это, как я понимаю, норма для полиуретановых кукол.
Е.З.: А лица? Это будут уже известные молды Ваших фарфоровых кукол, или ожидаются премьеры?
М.Б.: Я собираюсь постоянно добавлять новые лица…
М.П.: … но коллекционеры довольно консервативны. Если они влюбляются в какое-то лицо, то хотят его снова и снова.
М.Б.: Да, я знаю. Так что самые популярные лица я, наверное, буду повторять. Мне хочется, чтобы люди могли иметь то, что они любят. Если они не могут купить мою фарфоровую куклу, то мне хотелось бы, чтобы они могли купить полиуретановую.
Е.З.: Вы уже начали делать этих кукол под заказ?
М.Б.: Первое время я не буду брать заказы, буду продавать только готовых кукол. И вообще, честно говоря, мне надоело работать на заказах (смеется). Тяжело все время делать то, что хотят другие, а не ты сам.
Е.З.: Полиуретан подразумевает, что человек может доработать купленную куклу. Enchanted Dolls не исключение, и я знаю, что есть желающие расписывать Ваших кукол самостоятельно. Как Вы к этому относитесь, и решитесь ли продавать «пустышки»?
М.Б.: Я думала на эту тему несколько месяцев – хороша ли эта идея, хочу ли этого я сама. «Пустышек» у меня просили с самого начала. Ведь кто-то может сделать куклу «от и до», а кто-то самовыражается, расписывая готовую куклу. В итоге я решила, что буду выпускать несколько «пустышек» в месяц, потому что в противном случае такие люди будут покупать расписанную куклу, стирать роспись и наносить свою. Так что отказ от выпуска «пустышек» был бы неудачным ходом даже с экономической точки зрения. Люди покупают готовых кукол и перерисовывают их, даже Сибариток. Это рынок, этот процесс остановить нельзя.
М.П.: В России появился даже такой «термин» - ООАКнутая кукла...
Е.З.: … но проблема именно в том, что если у человека нет ни умения, ни вкуса, он все равно может купить дорогую суперлимитированную куклу и фактически разрушить ее своей перерисовкой. «Я тебя оплатил, я тебя и убью».
М.Б.: С фарфоровыми куклами так не выйдет: краска связана с основой навечно. Хотя и их пытаются видоизменять, прямо поверх моей росписи наносят тушь, тени, губную помаду. К счастью, это всё легко смывается и кукла не страдает. Фарфорвые куклы – это самое любимое, самое сокровенное, самое моё, и эти Enchanted Dolls по-прежнему останутся эксклюзивными. А к тому, что кого-нибудь из полиуретановых «пустышек» непременно испортят, я уже морально подготовилась.
М.П.: Может, сначала просить людей предоставлять портфолио? *смеется*
М.Б.: *смеется* Ограничения тут бесполезны. Я всегда воплощала в куклах свое авторское видение, и мне всё равно будет странно видеть роспись других людей.
М.П.: Это можно понять. Лиза Бабенко, например, не хочет продавать своих K.C.Dolls нерасписанными, потому что ее куклы – это ее авторское видение. Но есть и другая опасность. Вы не боитесь, что человек может купить куклу, расписать и продать как свою? Или наоборот, как Вашу?
М.Б.: Это было бы как минимум глупо. Конечно, я планирую маркировать этих кукол, но я все равно понимаю, что если кто-то действительно захочет сделать подделку, этому вряд ли можно будет препятствовать...
Е.З.: Кстати, Enchanted Dolls уже пытались подделывать?
М.Б.: Копии моих форм еще не снимали. Пока имитациями занимаются только непрофессионалы, делающие кукол в моем стиле. Иногда получается очень похоже, я смотрю и думаю: «Моя это кукла? Нет, не моя». Но прямых подделок не было. Я философски отношусь к этому явлению. Я понимаю: когда есть что-то успешное, это обязательно будут копировать. Единственный секрет борьбы с копиями – никогда не повторяться, все время придумывать что-то новое и постоянно превосходить себя.
С Мариной Бычковой беседовали Екатерина Зиборова, www.dollplanet.ru, и Марина Письменская, www.dollyshouse.ru.
Информация о полиуретановой линейке Марины Бычковой на официальном сайте ED
Живые фото полиуретановых кукол на сайте DDOLL.RU
Тема Марины Бычковой на Форуме DollPlanet.ru