Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru, Марина Письменская www.dollyshouse.ru
Шелли Торнтон (Shelley Thornton) рассказала нам не только об устройстве NIADA, но и о кукольном рынке Америки в целом, о
судьбе художника-кукольника и, конечно, о своих работах.
Марина Письменская: Вы знаете, в России наиболее важным каналом для ознакомления с кукольным искусством стал
Интернет. До того, как арт-куклы пришли в Россию, мы ничего о них не знали, и до сих пор мы порой не
понимаем, кто в кукольном мире VIP, а кто талантливый новичок. Многие русские не говорят
по-английски, это проблема. Поэтому есть ряд западных сайтов, очень важных для нас - например,
www.dollery.com , потому что там представлено множество сильных художников, буквально два слова о них
самих и много картинок. Русский коллекционер приходит на сайты такого плана и автоматически считает,
что художники, представленные там - звезды. Если не секрет, Dollery как-то аффилирован с NIADA, это
ваши друзья, партнеры или это просто другое кукольное шоу, которое к вам не имеет никакого отношения?
Шелли Торнтон: Я даже не знаю такой сайт.
М.П. Это ответ!
Екатерина Зиборова: ...Я на Dollery, в частности, видела Стефани Блайз.
Ш.Т. Члены NIADA строят свои независимые карьеры. Каждый свободно продвигает свои работы везде, где
сочтет нужным. В Америке очень много художников-кукольников любит создавать фей и сказочных существ.
Я сама таких кукол не делаю, но та же Стефани Блайз, Форест Роджерс и многие другие художники из
NIADA специализируются на феях. У них по сути целое собственное сообщество по интересам. В кукольном
искусстве есть множество разных граней, и NIADA - это просто место, где все художники могут
собраться вместе на основе единого критерия, которым является качество.

Куклы членов NIADA. Слева: Nancy Wiley - The Alice Doll. Справа: Stephanie Blythe - Teacup Fairy
М.П. В России по-другому, у нас всё централизованно. Московские организаторы больших кукольных выставок
организуют и петербургские выставки тоже. Все их знают. Но они - именно организаторы, а не
арт-критики, поэтому на каждой выставке есть много как слабых, так и сильных работ. Кто оплачивает
место, тот и выставляется. Далее, существует несколько главных информационных Интернет-порталов,
таких как Kukly.ru (с акцентом на изготовление кукол как таковое) и DollPlanet.ru (нацеленный на
коллекционера)... Получается, что кукольники со всей страны в основном общаются в Интернете на
нескольких основных площадках, и они обычно хотят найти информацию о "всех хороших куклах и
художниках" в одном месте.
Ш.Т. У нас не так. Существуют сотни отдельных кукольных сайтов. Недавно я искала информацию о
нескольких художниках вне NIADA и с трудом нашла ее в Интернете. Я-то общаюсь в основном с членами
NIADA, и иногда довольно сложно найти людей, если они не входят в NIADA. Я понимаю, о чем Вы сейчас
говорите. У NIADA сейчас не самый информативный сайт. Здесь нет всего, что должно быть. Я думаю, что
мы должны были бы давать больше информации о художниках, а также ссылки на их сайты, больше
онлайн-классов. Мы будем над этим сейчас работать. Мы только что наняли нового человека для работы
над нашим веб-сайтом. Так что новый редактор сайта исправит многие недоработки, и сайт будет чаще
обновляться. Раньше мы обновляли его всего пару раз в год и я думаю, что этого недостаточно.
М.П. Задам насущный вопрос: многие русские художники видят западные цены на арт-кукол знаменитых
мастеров и считают, что их работы стоят столько же. Но они неправы. На этой выставке произошла
парадоксальная вещь: куклы на стенде NIADA стоят меньше, чем работы менее известных русских
художников. Насколько трудно работать с куклой в Америке, реально ли зарабатывать этим на жизнь или
даже разбогатеть? У нас это крайне сложно.
Ш.Т. Это сложно и в США. У всех нас есть другая работа, у нас есть мужья, которые помогают и
поддерживают нас. Зарабатывать творчеством на жизнь проблемно не только для кукольника, но и для
любого другого художника.
Е.З. Одна из легенд, которая имеет хождение в российском кукольном сообществе: если вы за границей,
то вы можете хорошо зарабатывать, делая хэндмейд.
Ш.Т. У нас, конечно, есть мастера, которые этим кормятся. Но они небогаты. И они очень много
работают. Это один из самых трудных способов зарабатывать деньги, и при этом небольшие.
Е.З. В России много кукольных школ и курсов. Хотя большинство из них существует всего год-два (а
потом закрывается), реклама практически каждой из них содержит более или менее скрытый месседж:
"Сделай куклу, заработай деньги!"
Ш.Т. Я думаю, что настоящий художник - тот, который не делает кукол ради денег. Если бы мы хотели
денег, мы бы делали что-нибудь еще.
М.П. Спасибо большое! Вам могут и поверить. Нам - нет *смеется* Один из моих любимых художников так
и сказал на этой выставке: "Если бы я хотела денег, я бы сюда не пошла, я бы пошла на свою работу и
заработала бы там".
Е.З. На Времени Кукол №5 Вы вели двухдневный мастер-класс. Как впечатления?
Ш.Т. Чудесно! Я до этого вела мастер-классы и в Москве. Я по-настоящему впечатлена тем, как
серьезно люди подходят к обучению в России. Они действительно стараются. Это очень приятно. В Америке
люди приходят пообщаться, поболтать, и не обращают внимания на преподавателя - тебе приходится снова
и снова повторять им одни и те же вещи. А здесь люди приходят учиться, я очень оценила это. Это
потрясающее отношение.
Е.З. У Вас очень индивидуальный и узнаваемый стиль. Вы не боитесь, что после Ваших мастер-классов
люди будут копировать Ваших кукол?
Ш.Т. Я не верю в это. Я ничего не скрываю и показываю все секреты техники, но я не думаю, что
кто-нибудь, у кого есть собственное видение и уверенность в себе, будет делать таких же кукол. К тому
же когда я преподаю, я стараюсь показывать разные варианты формирования тела и лица. Даже если кто-то
постарается скопировать мою работу, моя-то работа все равно выглядит как моя работа, а их куклы не
будут иметь моего узнаваемого почерка. Вообще копирование авторских работ автору не льстит, а
оскорбляет его. К тому же это незаконно.
Е.З. Что вдохновляет Вас на создание Ваших кукол? Каковы истоки Вашего стиля, что влияет на него?
Ш.Т. Меня вдохновляет ткань. Я нахожу какой-то материал, который кажется мне прекрасным, чудесным,
и я должна срочно из него что-то сделать. Мне нравится сочетать ткани! Они складываются в единое
целое сами собой. У меня огромная коллекция тканей, и даже если я нахожу новый кусочек, это очень
волнующе. Это похоже на работу с коллажем. Я сама не придумываю рисунки, я только комбинирую уже
существующие ткани. Некоторые из моих кукол имеют концепцию, но большинство - только про ткань и про
цвет. Я вижу собственную миссию в том, чтобы донести до людей то лучшее, что может дать человеческая
природа: это красота, спокойствие, умиротворение и чувство защищенности. Поэтому я не делаю таких
кукол, которые пугают, беспокоят, огорчают, печалят - вы понимаете, о чем я. Я хочу быть таким
человеком, который несет приятные, прекрасные и добрые вещи в мир. Вот почему мои куклы - это
симпатичные маленькие девочки, они всегда спокойны и они излучают гармонию.
М.П. А можно ли связать Ваших кукол с американской традицией тряпичных кукол?
Ш.Т. На самом деле они больше основаны на европейской кукольной традиции, на вальдорфских куклах. Я
делала вальдорфских кукол еще для своих маленьких детей, и я до сих пор использую те же материалы:
шерсть для набивки, хлопок для обтяжки. Я люблю натуральные материалы. Я просто иду дальше и делаю
кукол более детализированными и проработанными.
М.П. С Вашими куклами можно играть? Можно ли их нянчить?
Ш.Т. Да, они очень уютные и обнимательные. Они подвижны, у них деревянные шаровые шарниры, они могут сидеть. Я предпочитаю воспринимать куклу прежде всего как игрушку, поэтому я хочу делать
таких кукол, которые двигаются. Мне не очень нравятся куклы-статуэтки, которых делают многие другие
художники. Я люблю кукол-"кукол", так что в этом плане да, их можно связать с ранними американскими
куклами.
Е.З. Вы делаете только текстильных кукол, никакого пластика?
Ш.Т. Однажды я запустила линейку виниловых кукол, предназначеных для детей. Я могу показать их
фотографии. *Здесь Шелли подвела нас к очень большой и толстой книге NIADA и показала фотографии
своей виниловой линейки, которую мы сами впоследствии нашли в Интернете с трудом*
М.П. Ваши дети играли с Вашими куклами?
Ш.Т. Нет, почти не играли. У меня сын, у него еще была пара вальдорфских кукол, а вот моя дочь
никогда особо и не любила кукол. Она играла с мягкой игрушкой.
М.П. Прямо как я!
Е.З. А вот я кукольный человек.
*На этом наше общение неожиданно прервалось. Во-первых, мы поняли, что общаемся уже минут сорок, а у
Шелли только что закончился двухдневный мастер-класс и она валится с ног от усталости. Во-вторых,
вокруг нас образовалось кольцо русских художников, которые бросили стенды и стали задавать ей через
нас вопросы. Остаток времени мы были переводчиками*
Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru, Марина Письменская www.dollyshouse.ru
Официальный сайт Шелли Торнтон www.shelleythornton.com
Фото Яны Юринсон http://www.flickr.com/photos/jurinsson/