Екатерина Зиборова, www.dollplanet.ru. 16 августа 2010
Одна из причин, по которым в кукольное искусство каждый год приходят десятки новых людей -
возможность воплотить фантазию в жизнь. В отличие от рисунка, кукла трехмерна: ее реальность и
осязаемость кажутся нам призрачным обещанием того, что в этой маленькой хрупкой фигурке таится
своя, особая, тихая жизнь. Не потому ли так популярны куклы-феи и фантазийные создания?
Кукла Fiançailles de la fee (Помолвка феи)
В искусстве такого призывания духов у француженки Виржини Ропар (Virginie Ropars) практически
нет равных. Уроженка края древних легенд, лесистой Бретани, она с детства любила сказки и
легенды. Когда девочка подросла, то рисование - ее любимое увлечение - стало профессией:
Виржини получила образование художника-графика и долгое время работала в 3D-анимации и
мультипликации. Куклы пришли в ее жизнь естественным образом: Виржини всегда любила не только
рисовать, но и вышивать, играть с фактурами тканей, делать бижутерию. В 2003 году родилась ее
первая кукла, за которой вскоре последовали новые...
Кукла Mermaid Siamese Twins (Сиамские близнецы-русалки)
В интервью голландскому объединению
DABIDA Виржини рассказала об этих первых опытах:
"Мысль о том, что я могу сделать куклу, просто возникла в какой-то момент, и всё. Я совершенно
ничего не знала о кукольном искусстве, но я решила начать с изготовления куклы из того
полимерного пластика, название которого было у меня в тот момент на слуху. Я абсолютная
самоучка, но мой художественный опыт очень мне помог. Хотя мои самые первые куклы все равно
страшноваты..."
Ранняя работа Виржини Ропар. Фея в клетке

Ранняя работа Виржини Ропар. Осень
Виржини не сдавалась: понимая, что кукла начинающего художника по определению не может быть
идеальной, она продолжала творить и учиться. Каждая новая работа оказывалась все лучше, и эти
успехи вдохновляли Виржини. Художница осваивала мир кукол постепенно, от простого к сложному:
ее ранние работы, эльфы и нарядные дамы, не отличаются особенной детализацией и сложностью
лепки, но в них уже начинает прослеживаться авторский стиль Виржини Ропар. Изящные, летящие,
фантазийные фигурки женщин стали любимым сюжетом для художественных кукол Виржини. Кстати,
сама Виржини предпочитает называть свои работы не куклами, а "фигурами", и говорит о том, что
ее куклы по сути ближе к скульптурам, нежели к куклам как таковым.

Naufrageuse (Сокрушительница кораблей)
Naufrageuse. Фото предоставлено сайтом Dabida.eu
Кукол Виржини Ропар часто относят к "мрачным" и даже "готическим". Виржини делает только то,
что любит; она воплощает в своих работах те образы, которые населяют ее внутренний мир, и
ничуть не стесняется того, что они не кажутся жизнерадостными и жизнеутверждающими. В одной из
книг по ар нуво Виржини прочитала фразу, в которой узнала свое творческое кредо: "Культ
природы, красоты и женственности уже содержит в себе все добро и все зло. Корни пышного
цветения жизни... в тёмной сырой земле."
Lunah
Персональная мифология Виржини Ропар, героев которой
мы сейчас видим на лучших кукольных шоу мира, вобрала в себя всё то, что ей нравилось детстве
и нравится поныне: великолепные наряды, человекоподобных животных, насекомых, изящные женские
образы. "Я делаю "тёмных" кукол не ради темноты как таковой," - рассказывает Виржини в
интервью DABIDA. - "Я на светлой стороне темноты. Я показываю те стороны темноты, которые
делают ее привлекательной, которые ближе всего к человеческой сущности".
Le Delice (Деликатес)
Если говорить об осязаемых источниках вдохновения, то как и других художников-кукольников,
Виржини побуждают к творчеству ткани, книги, фильмы, живая природа вокруг; она постоянно
читает, причем на ее полке можно найти как художественную литературу, так и книги о мотыльках
и змеях, каталоги выставок, историческую литературу. А еще Виржини Ропар открыта к
сотрудничеству и сотворчеству: в фотогалерее ее кукол не меньше десятка работ, которые созданы
в соавторстве с художниками разных стран и под впечатлением от "дружественных" волшебных
миров.
Alligator432. Виржини Ропар и Жан-Себастьян Россбах
Кукла Elizabeth (END). Виржини Ропар и Барбара Канепа
Виржини считает, что художник-кукольник может сотворить чудо из буквально всего, что есть под
рукой; доказательства мы часто видим на больших шоу, где встречаются куклы из самых
невероятных материалов. Но сама Виржини Ропар предпочитает полимерные пластики. Это безусловно
сложный в работе материал, потому что требует исключительной аккуратности и точности на всех
этапах изготовления куклы. Зато он прекрасно "держит" мелкие детали, морщинки, складочки - а
авторские смеси из разных полимерных пластиков могут давать фантастический эффект живой (и
неживой) кожи. Из таких миксов Виржини делает открытые части кукольных тел. То, что скрыто
одеждой, делается из очень разных материалов, от самозатвердевающих пластиков до текстиля -
всё зависит от особенностей конкретной куклы.
Для глаз Виржини берет белые стеклянные бусины, расписывает их и несколько раз покрывает
лаком; такие глаза сияют как драгоценные камни.
Wasp Queen (Королева Ос)
На сайте Виржини Ропар можно увидеть практически всех ее кукол начиная с самых ранних и
заканчивая последними работами. Но в оффлайне это непросто. Сейчас Виржини почти не
выставляется - у художницы просто нет на руках готовых работ, так как все ее куклы существуют
в единственном экземпляре и быстро уходят в частные коллекции. На создания талантливой
француженки можно взглянуть лишь в нескольких галереях мира, в числе которых Виржини упоминает
и московскую Галерею Вахтановъ.
Екатерина Зиборова, www.dollplanet.ru
Официальный сайт Виржини Ропар vropars.free.fr
Praying Mantis (Богомол)
La Grande Reine (Великая Царица)
Winter Hunt (Зимняя Охота)

Queen Of The Boudoir (Королева Будуара)