Марина Письменская www.dollyshouse.ru, Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru. 27 февраля 2015
В конце января наступившего года внимание сотен коллекционеров мира оказалось прикованным к особенному лоту - фарфоровой кукле Марины Бычковой Cinderella #2.
Головокружительные высоты, до которых добирались ценники кукол Enchanted Dolls "в образах", давно знакомы поклонникам художницы. Изящная Золушка с роскошным серебряным приданым, в очередной раз позволившим оценить вкус и виртуозность Бычковой-ювелира, была выставлена на ebay.com со стартовой ценой 10 000$, за неделю торгов набрала 76 ставок и продана за феноменальную для авторской куклы сумму - 76 500$. Согласно внутреннему конвертеру валют Ebay, это 4 878 204 рубля. Подслушанный диалог: "Да на эти деньги можно было бы купить квартиру в Петербурге!" - "Будьте уверены, у покупателя Золушки нет недостатка в квартирах".
Своими зачарованными эфемерными куклами с тонкой фигурой и глубоким взглядом Марина Бычкова породила целый тренд в арт-BJD: иногда может даже показаться, что теперь каждый третий делает кукол "в стиле Бычковой". Но, говоря о феномене Бычковой, нельзя ограничиваться своеобразной эстетикой и мрачно-притягательной атмосферой многих ее произведений, которые делают их столь узнаваемыми. Если вспомнить историю восхождения художницы и посмотреть, как она сейчас работает с куклами и арт-рынком, неизбежно встанет вопрос о взаимоотношениях современного искусства, кукольного искусства, куклы как объекта коллекционирования и куклы как объекта игры.
Где переход между миром кукол и миром арта? Современная скульптура может стоить дорого (и еще дороже), но она зачастую старательно избегает самой сути классической скульптуры – человеческого тела в его узнаваемых пропорциях и чертах. Чтобы убедиться в этом, достаточно набрать в поисковике contemporary/modern sculpture. Но куклы - в том числе, очевидно, что и куклы Марины Бычковой - не существуют вне тела или без тела.

Под кукольным искусством обычно понимают некий культурный пласт, сформированный художниками-кукольниками, достигшими определенного уровня мастерства, выразительности и узнаваемости. При этом в России "серьезной" арт-куклой считается статика, "статуэтка", аналог интерьерной или малой скульптуры, которую можно вписать в дизайнерский проект в качестве броского и эксцентричного акцента. Или презентовать серьезному человеку как эксклюзивный подарок (ручная работа, уникат, единственная кукла в мире - все регалии, как положено).
Отметим, что и в современном искусстве иногда трудно уловить грань между художественной куклой и малыми формами скульптуры; еще не все художники отказались от изображения тела. Например, добрая половина работ Uri Dushy могла бы считаться арт-куклой – по крайней мере, в России, где авторская кукла по сравнению с Западом больше склоняется к экспрессии и своеобразной нарративности. А вот Дима ПЖ в галерейном понимании как раз скорее скульптор, нежели кукольник.
Разница между "настоящим" искусством скульптуры и арт-куклой часто проявляется в способах подачи объекта (на арт-выставке – на кукольной выставке), а также в отношении общества к теме. Отношение соответствующее: покупка художественной куклы для частной коллекции часто рассматривается как трогательная и безобидная причуда, но не как серьезное приобретение или тем более инвестиция. Так что с точки зрения многих людей ценители art doll попросту в детстве не наигрались. Приобретение некоторых объектов современного искусства примерно так же шокирует и раздражает обывателя, но за современным искусством стоит традиция, музеи, галереи современного искусства и сообщества профессиональных знатоков, критиков и галеристов, которые спокойно "заснобят" любого обывателя.
Российские коллекционеры привыкли видеть произведения Марины на соответствующих шоу и в частных коллекциях собирателей кукол, однако Enchanted Dolls органично встраиваются и в экспозиции арт-выставок, где им приходится соседствовать с отнюдь не "кукольными" объектами - будь то мировое арт-шоу SCOPE в швейцарском Базеле, фокусирующееся на самых передовых явлениях мира современного искусства, итальянская международная ярмарка современного искусства kunStart или выставки в ныне закрывшейся берлинской арт-галерее STRYCHNIN. Мы здесь даже не затрагиваем тему Enchanted Dolls и моды, хотя участие в мероприятиях уровня New York Fashion Week или фотосессии для Vogue плавно вводят кукол Марины Бычковой и в контекст современной фэшн-индустрии.

Отнести кукол Марины (и Золушку в частности) к произведениям современного искусства многим мешает то, что это куклы. Они несомненно-телесны и даже человечны в своих пропорциях: все, что нужно, у них находится там, где положено (а не где захотелось художнику), стилизация очень умеренная. К тому же Enchanted Dolls демонстрируют завершенность - пол-лица, пол-куклы в данном контексте не сработают как законченный арт-объект.
Связь с "типичной" арт-куклой тоже не столь очевидна, ведь мастер делает своих кукол шарнирными. Статичные художественные куклы и так почти скульптуры; кукольник скорее откажет им в принадлежности к кукольному миру, чем опечалится, что нежную и изысканную куклу поставили в один ряд с монументальной инсталляцией. А тираж базовых кукол Enchanted Dolls и даже тот факт, что проданная за десятки тысяч долларов Золушка во многом представляет собой авторский повтор, так или иначе предполагают ИГРУ. "Пусть это арт, но раз шевелится, значит, игрушка".
Итак, что же все-таки было продано первого февраля за 76 тысяч долларов – произведение современного искусства, арт-кукла, авторская BJD или уникальная игрушка? На наш взгляд, куклы Марины Бычковой на равных правах принадлежат к каждому из этих миров (но, что интересно, ни к одному – всецело), и отказывать им в любой из перечисленных ипостасей значит лишить себя целостности восприятия конкретного произведения. А то, какая роль Enchanted Dolls окажется ведущей в каждом отдельном случае, зависит главным образом от взгляда смотрящего.
Марина Письменская www.dollyshouse.ru, Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru
Фото www.enchanteddoll.com

Факты о кукле
Высота Cinderella #2 - 14 дюймов (35 см), тело имеет 20 точек артикуляции, а шарниры снабжены 11 стальными пружинами, обеспечивающими точность движений куклы. Шарниры проклеены кожей для плавности вращения и четкой фиксации поз.
Кукла расписана специализированной краской для фарфора, связывающейся с материалом основы на молекулярном уровне, не тускнеющей со временем и на 100% устойчивой к УФ-излучению, царапинам, химическим веществам, грязи и кожному салу.
Парик выполнен из мохера и крепится к голове при помощи магнита, без усилий надевается и снимается, надежно фиксируется.
Золушка отправилась к владельцу в фирменной коробке с бархатной подушкой, на которой куклу для безопасности пересылки и хранения удерживают 8 кожаных ремешков с серебряными пряжками.
Состав лота Cinderella #2 на Ebay:
1) Фарфоровая шарнирная кукла BJD Cinderella #2
2) Маска из стерлингового серебра (сплав, содержащий 92,5% и более серебра)
3) Корсет и елизаветинский воротник из стерлингового серебра
4) Вышитое платье-юбка
5) Туфли из стерлингового серебра
6) Тиара из стерлингового серебра
7) Магнитный парик из натурального мохера
8) Специальная подставка с утяжеленной основой и гибким верхом для поддержки "позирующей" куклы
9) Фирменная жестяная коробка с толстой бархатной подушкой для безопасного хранения куклы