Наталья Саморукова для сайта www.dollplanet.ru 28 января 2013
Анкета кукол
Рост - 25 см
Конструкция - 14 точек артикуляции. Нога с полным сгибом в колене (двойной шарнир). Руки со сгибом примерно в 70 градусов. Голова с крышкой на магнитах. Резинка крепится с помощью кольца, продеваемого в крестообразное отверстие внизу головы. Цвет телесный. Глаза под роспись
Материал - Tack9: высокопрочный полиуретан, проверенный временем
Парики - съемные, с возможностью посадки на магниты. Все парики из натурального меха козы или ламы, на силиконовой основе
Вся обувь – кожаная, сделанная по индивидуальным колодкам
Одежда - связанная вручную или сшитая лично автором, как и практически все аксессуары
Роспись - пастель, акварель, акрил
Все куклы первого тиража – фуллсеты (полностью в образе). На будущее запланированы и «чистые».
…На сегодняшний день все куклы, кроме двух резервных (приходится страховаться на случай почтовых накладок), обрели своих хозяек и разлетелись кто куда. Еще не все благополучно дошли до места назначения, и это никак не дает выдохнуть. Но в целом я уже многое для себя прояснила. Оправдан ли тираж в авторской кукле, нужны ли мне лично свои тиражные линейки, нравится ли мне полиуретан…
Прежде всего да, да и да на все вопросы.
Хотя я пришла к таким простым ответам непростым путем. Четыре года назад, когда я только-только начинала заниматься куклами, понятие «тиражная авторская кукла» было для меня нонсенсом. Если авторская, то строго в одном экземпляре. Этот шаблон был очень прочным. Хотя, если разобраться, то никакого противоречия между тиражом и авторской куклой нет. Авторское – это нечто, созданное своими руками от и до. Спорный момент – является ли авторской кукла, тиражируемая не самостоятельно, а с помощью привлеченных мастеров отливки… Я не знаю. Возможно, что и нет. Поэтому стараюсь быть осторожной относительно своих тиражных девочек. Их отливала фирма «StarDolls». Но все остальное – от париков и росписи до обуви и аксессуаров - выполнено мной, и ни один образ не был повторен.

Занимаясь шарниркой, очень скоро приходишь к неутешительному выводу - создание техничной и гармоничной подвижной конструкции отнимает очень много времени. Три месяца – самый простой вариант. Если же проект предполагает анатомичность, сложные шарниры… то это год и больше. Физически невозможно каждый раз делать новое тело строго в единственном экземпляре. Хотя и такое бывает – некоторые авторы работают только так и их куклы действительно уникальны.
Я же не самый одаренный скульптор. Собственно создание тела не увлекает меня настолько, чтобы полностью себя этому посвятить. Мне очень нравится шить, делать обувь, я обожаю все этапы росписи, люблю придумывать новые прически, а самое большое удовольствие, это собрать все элементы образа воедино. Положа руку на сердце – это самое вкусное. И, занимаясь целый год только лепкой, я бы этого удовольствия была лишена.
Немаловажно и то, что когда хобби становится всепоглощающим (а куклы умеют взять полную власть над человеком), оно становится еще и очень затратным. Ежемесячно что-то покупается – нужное и ненужное, дорогое и не очень. А еще хочется поехать на выставки, хочется осваивать новые технологии… Все это проделывает в бюджете дыры. И какой кукольник не мечтает их хотя бы немного подлатать?

Фото Оксаны Бесенты ox-studio.livejournal.com
В общем, я решилась делать копии кукол, подразумевая, что все образы, конечно же, будут в единственном экземпляре.
Сначала это были отминки из запекаемого пластика. Это хороший вариант для начинающих, он очень бюджетен и прост. Не требует дополнительного оборудования и каких-то особенных навыков, кроме собственно умения лепить и конструировать шарнирные соединения. Но он не идеален с точки зрения прочности, внешнего вида. И в какой-то момент он просто перестал меня устраивать. Я купила печь для обжига фарфора, несколько канистр со шликером, песок, кисти для росписи по фарфору… И надо же было так случиться, что именно в это время случился разговор со Светланой Пчельниковой, хозяйкой студии StarDolls, которая обмолвилась, что они собираются расширяться и брать заказы на отливку из полиуретана.
У меня часто бывает так, что решения бегут впереди размышлений. Мастер-модель к тому времени была почти готова и… я рискнула. Думала отлить всего пять кукол, пусть даже цена одной отливки при таком малотиражном раскладе заметно увеличивалась. Написала об этом в своем блоге. И к моему удивлению, мне написало много людей, которые хотели бы заказать такую куклу. В принципе, куклы продавались у меня и раньше, но я не думала, что смогу продать одномоментно, скажем, двадцать или тридцать кукол. А оказалось, что смогла бы и больше. Но я все-таки поставила предел – тридцать экземпляров.
До того момента, когда я решилась на полиуретановую линейку, я работала исключительно в удовольствие. Это было хобби и только. Не было никаких обязательств, никакой финансовой отчетности. Заказы я не брала и продавала только по факту. Все образы делала исключительно под себя. Не было спешки и графиков. Но когда я получила на руки первую партию отливок, поняла, что стиль жизни на ближайшие несколько месяцев придется поменять. Покупатели ждали своих кукол, многие хотели видеть их в определенном образе. Хобби стало работой. Любимой работой. Но все-таки при новом раскладе я уже не принадлежала себе в полной мере.
Прежде чем приступить к созданию образа, я списывалась с каждым покупателем и спрашивала, что именно он хочет. Конечно, в рамках того, что могу я. Несколько человек полностью доверились мне как автору. Кто-то просил лишь определенный цвет волос и глаз. Но бывало и так, что заказчики прописывали все основные составляющие образа. Последнее – самое сложное. Но тоже очень интересный опыт. Довольно самонадеянно с моей стороны было думать, что создать без малого тридцать образов и воплотить их – это не просто труд в удовольствие. Это адски изматывающий процесс, как физически, так и морально. К счастью, все равно это было в кайф. Вот только мучительно хотелось хотя бы семь-восемь дополнительных часов в сутки.

Пока я ждала отливки, старалась не терять времени даром и делала парики, шила одежду. Думала сделать несколько базовых комплектов. Ах, какое было разочарование, когда уже расписанным и ожившим куклам все это не понравилось. Практически все, что подготовила заранее, они уверенно отмели. И пришлось начинать заново.
В этом и отличие куклы авторской от куклы серийной, изготовление которой идет по откатанной схеме. Авторская включает в себя большой момент импровизации. Более того, как только ты начинаешь подходить к каждой кукле индивидуально, она перестает быть одной из… Она отнимает ровно столько сил, как и любая, выполненная в единственном экземпляре. У меня, по крайней мере, все было именно так и никак иначе не получалось.
Полиуретан стал для меня открытием. Да, он не так благороден и изыскан, как фарфор, но для игровой куклы это очень хороший выбор. Тут еще надо сказать, что мне удивительно повезло с технологом Стардоллс Радиславом Гайдуком. Человек он суровый, но суперпрофессиональный. От коллег я часто слышала, что им приходится немало дорабатывать отливки. Я же получила на руки идеальных куколок, без швов, без зазубринок, с правильными прорезями, именно того цвета, как я и просила. Доработка болванок для меня свелась к небольшому перепиливанию носа, но это исключительно по моей же собственной вине. Мастер-модель под полиуретан в идеале должна быть совершенно гладкой. Силиконовые формы, которые снимают под отливку, чувствительны к малейшей неточности. И почему то в полиуретане эти неточности очень заметны. Пришлось корректировать то, что я не заметила на уровне мастер-модели.


Самым сложным этапом оказалась роспись. До этого я расписывала пастелью и акварелью исключительно большие головы из полиуретана. Головы же моих кукол размером со средний грецкий орех и расписать их аккуратно, невычурно было поначалу очень непросто. Я «убила» экспериментальную голову до невообразимого состояния, пробуя так и эдак… То, что нормально смотрелось на большом размере, на маленьком выходило вульгарно. Акрил категорически не желал ровно накладываться на глаза размером с ячменное зернышко. Я сломала глаза, потеряв еще одну единицу зрения и в какой-то момент фактически отчаялась и запаниковала. Проект казался под угрозой провала.
Но потом дело как-то пошло. Сначала я не особенно рисковала, делала простую и не очень яркую роспись, но постепенно пришел навык и я почувствовала себя совершенно свободно. Немного огорчительно, что из огромного количества тюбиков и палочек пастели в работе реально задействована едва ли пятая часть. Но так бывает всегда – невозможно купить только то, что нужно. Всегда образуются излишки. Но зато и приобретается опыт. Так, например, пастель, оказалось, может быть и не очень дорогой. Кохиноровская вполне годится. А вот относительно недорогой акрил оказался негодным весь. Для росписи глаз по полиуретану годится акрил только очень нежной структуры, специальный… и дорогой.
Вообще на куклах не удается экономить. Они транжирки. Требуют самого лучшего. Качественных волос, тонкой кожи для обуви, натуральных тканей. Как только ты пытаешься заменить это чем-то бюджетным, куклы протестуют – образ не складывается. Я не люблю роскошные наряды, предпочитаю кэжуал, при этом слегка уже поношенный, с историей. Казалось бы, чего проще – используй уже бывшие в носке вещи, вот тебе и идеальная живая потертость. Но у меня барьер к уже ношеным вещам, если только речь не идет об антикварных материалах и кружеве (которые я, впрочем, тоже не использую). Я покупаю новое и потом делаю из него слегка старое. Стираю несколько раз в машине, вывешиваю на яркое солнце, тру мелким наждаком и иногда приглушаю цвет корой дуба или чаем. Мне очень нравится, когда нет хрустящей новизны, как если бы кукла только вышла из примерочной. Эффект небольшой поношенности добавляет куклам теплоты. Сегодня весь мир заточен на вещи-однодневки, на то, чтобы купить, надеть и выбросить и снова купить новое. Но есть у каждого любимые вещи, счастливые… дорого доставшиеся, уникальные… Такие вещи получают долгую прописку в гардеробе и им прощают некоторую потертость. Мне хочется, чтобы куклы выглядели так, как будто оделись во все самое любимое и удобное, уже севшее по фигуре, по ноге, уже обжитое и уютное.
И конечно, очень хочется масштабности. Сейчас нет проблемы купить маленькие пуговицы, застежки для ремней и сумок и даже крошечные люверсы. Но вот найти подходящую ткань – это целая проблема. Размер кукол очень мал – около 25 сантиметров, и большинство тканей смотрятся на них дерюгой. Особенно это заметно на фото крупным планом. Поэтому я ищу ткани везде, где только возможно. Иногда в магазине я зависаю около какой-нибудь страшной вещи, и муж делает круглые глаза: «Что, ты хочешь ЭТО купить»? Разумеется, хочу, если вещь сшита из тончайшего вельвета с минимальным ворсом. Или если это детская юбка из мягкой тоненькой джинсы. Или вдруг попадается тонкая-тонкая майка, которая на человеке будет смотреться невыразительной дешевкой, а на кукле – масштабно и выигрышно. В качестве готовых вещей покупается примерно треть всех тканей. Остальное – уже в специализированных магазинах. В основном шелк, батист, тонкий трикотаж.
Постепенно ты обрастаешь адресами и уже знаешь, где что искать. Где можно купить хорошей выделки кожу, где гарантированно найдешь тонкую шерсть для вязания, а где – масштабное кружево и фурнитуру. Когда-то я начинала со стола размером примерно в один квадратный метр. Сейчас в моем распоряжении отдельная мастерская со множеством шкафчиков, этажерок и коробок… Но и в ней я уже умещаюсь с трудом. Одних только трессов и шкур набралось несколько больших коробов. Чтобы разобрать все это хозяйство во время генеральной уборки, уходит два дня.

Самое сложное – сочетать куклоработу и дом. Для всех ты остаешься домохозяйкой, потому что ты же не имеешь диплома, в котором написано, что ты профессиональный кукльник. Ты занимаешься чем-то вроде бы и не очень серьезным и не слишком доходным. А почему-то сидишь в мастерской до пяти утра и выходных у тебя нет. И постоянно в доме пахнет то лаками, то красками, не стихает стрекот швейной машинки, дремеля… Во время семейного кинопросмотра ты невольно посматриваешь на часы, обеды стараешься делать попроще, а на ужин кромсаешь бутерброды. При этом постоянно норовишь свернуть разговор на кукольную тему. Для близких это тяжело. И приходится искать компромиссы. Заставлять себя не брать «рукодельный» чемоданчик хотя бы в отпуск. Не заниматься куклами хотя бы один день в неделю.
Положа руку на сердце – от кукол надо иногда отдыхать. Даже через не хочу. Это позволяет тебе оставаться главным. Все-таки я против того, чтобы куклы диктовали мне как жить. Это я их делаю, а не они меня. Так что, практически закончив работу с тиражом, я взяла паузу.
Обо мне
Мне сорок лет. Я журналист по базовому образованию и около 20 лет, начиная с пятнадцати, была в профессии. Потом по личным обстоятельствам уехала во Францию, осела дома, увлеклась куклами.
Живем мы в приграничной к Швейцарии части страны, в небольшой деревне. Здесь очень красиво, спокойно, размеренно. Все располагает к творчеству. Мне нравится уединенная жизнь, нравится, что из окна мастерской видно горы, что по утрам поют петухи, а ночами слышен перезвон колокольчиков, которые в обязательном порядке навешивают на местных коров. Совсем недавно случилась забавная история. Мне уже год иногда писала девушка, которой очень нравятся мои куклы, француженка. А буквально недавно выяснилось, что мы живем в трехстах метрах друг от друга. Кукольный мир действительно тесен.
На будущее я все-таки планирую пустить в дело уже покрывшуюся пылью фарфоровую печь. Хочу сделать мастер-модель большего размера. Любопытно заняться и кукольной ювелиркой. А еще я очень хочу попробовать сделать коллекцию кукольной одежды в каком-то непривычном для меня стиле. Конечно в рамках того, что я люблю - но возможно, менее повседневное. Мне очень нравится многослойная и в то же время лаконичная одежда, с множеством фактур, которые не спорят друг с другом. Если удастся воплотить куклу в большом размере, то надеюсь что «поиграю с одеждой». Маленький размер имеет свои ограничения…
Наталья Саморукова na-tas72.livejournal.com специально для сайта www.dollplanet.ru

