Детство, увы, проходит слишком быстро. Еще совсем недавно яркий воздушный шарик был у тебя в руках, и вот он уже уносится в облака, превращаясь в крошечную точку на небосклоне. И только иногда, оглядываясь назад, угадываешь вдали очертания солнечного мира, в котором ты был так счастлив, как никогда уже больше не будешь, и по которому тоскуешь, даже не замечая этого. Впрочем, если очень не хочется взрослеть, можно найти себе занятие, которое позволит никогда не закрывать дверь в детство...
Художник-кукольник - это образ жизни. В отличие от живописца или скульптура, он занимается "несерьезным" ремеслом. Это уже искусство, но все еще игра. Убедиться и в том, и в другом можно только увидев все своими глазами. А для этого стоит прийти на выставку кукол, например, в Центральный Дом Художника.
Галерея "Вахтановъ", расположенная в ЦДХ, - маленькое кукольное королевство. Здесь живут взрослые и дети, шуты и волшебники, эльфы и тролли, загадочные принцессы и влюбленные принцы и еще невероятные фантастические существа, сказочные звери и птицы. Они родились из фарфора и ткани, дерева и пластика, впрочем, все возможные материалы трудно перечислить. Каждая кукла - особенный характер, настроение и язык общения со зрителем. Да-да, именно язык. Эти молчаливые создания расскажут вам очень много, если вы приглядитесь к ним повнимательнее. Они сыграют для вас свои роли - лирические или комические и, чуть пофантазировав, вы узнаете истории каждого из них. Такие удивительные свойства даны не каждой кукле, а лишь той, что сделана руками талантливого художника. В чем же секрет этого таланта, и легко ли стать мастером кукольного дела? Спросим об этом у профессионалов.
Текстильная кукла
Ольга Рубцова пятнадцать лет проработала в школе, не помышляя о том, чтобы сменить ремесло. Когда попробовала заниматься куклами, еще предположить не могла, что это всерьез. Сегодня без кукол жизни себе не представляет и уже передает секреты своего мастерства ученикам. "Текстильная кукла еще не оценена по достоинству, а ведь у этой техники очень много возможностей. Я люблю своих кукол. Мало сказать - я их обожаю! В чем секрет? Да какие секреты - надо просто вдохнуть в куклу себя. Если мастер - добрый человек, то его тепло обязательно войдет в кукольное сердечко. А как же не любить существо, в котором живет часть самого тебя?" Текстильная кукла рождается дважды. В первый раз - когда она сама появляется на свет. Второй - когда получает костюм. Благодаря мягкости материала, текстильные куклы милы и уютны.
Коллекционные медведи
Коллекционные мишки, называемые "teddy bears"("ручные медведи", мишки Тедди), сегодня переживают пик своей популярности. Во всем мире на них настоящий бум. Появилось даже специальное понятие - "арктофил"(от греч. - медведь). Этим словом называют страстных коллекционеров авторских медвежат. Некоторые собиратели настолько увлекаются своим хобби, что даже отводят для мягких зверушек отдельную комнату в своем доме. Классический мишка, сшитый из мохерового плюша, смотрит на мир блестящими стеклянными глазками. Он удивительно мягкий и подвижный, поскольку обязательно имеет пять точек вращения - голова и четыре лапки. Умильная мордочка медвежонка может выражать радость или грусть, оставаясь при этом наивной и очень трогательной.
"Мишка - это не кукла с человеческим лицом", - говорит художник Лена Юрова. - "Но и у него может быть своя мимика. Когда мастер создает образ, его главная задача - точно продумать, как воплотить идею в материале, цвете, и это - самое сложное". Когда смотришь на Лениных мишек, непременно хочется иметь хотя бы одного дома. "Мне бы очень хотелось", - признается она сама, - "чтобы у каждого был такой добрый друг. Ведь в этих наивных медвежатах столько тепла, любви и дружелюбия, что они, пожалуй, могли бы поделиться с людьми, которым всего этого так не хватает в жизни"
Кукла из пластика
Художник Катя Олюйкина предпочитает пластик - очень благодатный материал для кукольника. Мягкий, податливый, он позволяет создавать кукол с удивительной мимикой. Пластиковых кукол по сырому расписывают косметикой и запекают, как пряники. После этого они становятся твердыми и упругими, но как будто сохраняют тепло. Волосы приклеивают в последнюю очередь, придавая кукле законченный вид. Пластиковые куклы, считает мастер, необыкновенно, выразительны и характерны. Этот материал как никакой другой подходит для создания гротесковых образов сказочных персонажей. Освоить технику пластика можно за восемь занятий, однако чтобы научится чувствовать материал и свободно экспериментировать с ним, времени и терпения потребуется, конечно, гораздо больше.
Фарфоровые куклы
Чтобы работать с фарфором, надо иметь особый дар терпения, поскольку он чрезвычайно капризен и далеко не каждому дается в руки. Но если вам удастся найти с ним общий язык, вы узнаете, как много возможностей таит в себе этот удивительный тонкий, хрупкий материал. Куклы из фарфора делаются и в стиле "фэнтази", и в стиле "бейби" и , конечно, в самом изысканном стиле - "фэшн-дам". Последний из перечисленных стилей представляет кукол-красавиц в изящных одеждах, с использованием исторических тканей и техник и вкраплением антикварных вставок. Художник Светлана Воскресенская, руководитель школы кукольного дизайна рассказывает о своем искусстве как о волшебстве: "Я думаю, что есть такой момент, когда кукла оживает и художник говорит ей "здравствуй". Это происходит в том момент, когда у куклы появляются глаза. Она начинает видеть своего создателя и тотчас же вступает с ним в диалог. Порой бывает, что кукла сама диктует условия мастеру. Например, говорит: "Желаю стать блондинкой" или "Хочу быть озорной девчонкой". И художнику приходится с этим считаться, потому что он любит свою куклу"
Кукольная судьба складывается по-разному. Некоторые живут в галереях, некоторые - в частных коллекциях, некоторые - в детской какого-нибудь маленького счастливца. Но каждый мастер хочет, чтобы его кукла попала в хорошие руки и приносила людям радость. Еще несколько лет назад научиться профессионально делать кукол было невероятно трудно. Художники делились секретами мастерства неохотно. Сегодня - овладеть основами кукольного ремесла может при желании каждый. Такую возможность предоставляет желающим и Школа кукольного дизайна Светланы Воскресенской, куда приходят увлеченные творческие люди, многие из которых становятся настоящими профессионалами. Но для того, что бы стать Мастером этого волшебного искусства, пожалуй, мало иметь терпение, вкус и любовь к куклам. Кроме этого, надо навсегда остаться чуть-чуть ребенком…
Создание куклы трудно назвать работой. Скорее это игра. Кукла - это удивительный синтез многих искусств. Чтобы получилась хорошая кукла, надо овладеть и техникой скульптуры, и моделированием одежды, и искусством парикмахера и визажиста. Чрезвычайно важен подбор материалов, фактуры. Но что, быть может, самое важное - что делает куклу куклой, а не манекеном - это правильно выдержанные пропорции. Ведь почти все интересные работы кукольных мастеров искажают, утрируют, подчеркивают те или иные детали человека - кукольного прототипа.
Анна Атаманова, Тинейджер.ру www.teen.fio.ru