INRI, kuklotorg.com, bla-bla-blythe.com
Практически каждый коллекционер промышленной игрушки – независимо от стажа в хобби и масштабов коллекции – хоть раз сталкивался с непониманием окружающих, порожденным денежными вопросами. И если к старинным и авторским куклам сторонние наблюдатели обычно все же испытывают некоторый пиетет за счет "музейной ценности" антиквариата или объема ручного труда, вложенного в штучное произведение, то под ударом обычно оказывается относительно недавний винтаж и современные коллекционные игрушки. За что там столько платить, почему это столько стоит? На тему ценообразования на рынке "взрослых игрушек" рассуждает INRI, активный коллекционер и исследователь рынка азиатских коллекционных кукол, совладелец инфопортала Бла-бла-блайз и торговой площадки для коллекционеров Куклоторг.
Я хотела бы целую статью посвятить тому, как сильно отличаются дешевые игровые fashion-куклы от дорогих коллекционных.
А также ответить на вопрос, который, возможно, часто звучал в ваш адрес - "Это же точно такие же куклы, почему они такие дорогие в сравнении с продукцией, что можно увидеть в магазинах?"
Итак...

Cамое важное, эти куклы отличаются ценой. Но почему?
Если говорить откровенно, то единственно верного ответа на этот вопрос не существует. Есть комплекс причин, которые существенно влияют на ценообразование. Но как раз эти причины я постараюсь подробно рассмотреть.
Сразу скажу, я не хочу говорить о том, почему определенная кукла, ставшая редкой из-за удачного дизайна, может стоить кучу денег. Это закономерность спроса и предложения. И еще эта статья не о том, как в России завышают цены на масс-маркет.
Я хочу прояснить вопрос изначальной цены от производителя.
Самый простой ответ, что может прийти в голову, особенно если внимательно рассмотреть кукол, фото которых я привожу здесь, это - качество. То есть, подразумевается, что качество пластика, разработка тела, материалы, прошивка, пошив одежды будут заведомо лучше.
Это и правда и неправда.
Правда в том, что да, качество отдельно взятой эксклюзивной куклы зачастую лучше, чем у отдельно взятой "игровушки", но это не постоянный признак. Ведь проблема формулировки еще заключается в том, что понятие качества, применимое к куклам, у каждого отдельно взятого кукольника разное.
Например, для кого-то шок - узнать, что 99% всей индустрии fashion dolls переведено в Китай. Ведь многие до сих пор думают, что Китай и качество не совместимы.
Для кого-то уровень качества - это "неубиваемость" куклы. Факт, что эксклюзивные куклы хрупкие и не предназначены для грубой игры (и даже яростного переодевания), для многих все еще остается неприятным открытием.
Для кого-то качество - это как раз большое количество шарниров и потрясающий гардероб. И они будут удивлены, узнав, что существуют довольно дорогие куклы вот такого образца:
И что, казалось бы, такого особенного в этих зайцах, мышатах-лягушатах, девочках и кошечках, Момоко и Блайз?
Да, этот кролик был бы качественней точно такого же кролика, выпусти его Mattel. Но этот кролик детям не интересен, образ простой и милой игрушки остался в детстве уже выросших на сей день людей, это просроченная детская мечта.
Так мы переходим ко второй причине высокой цены эксклюзивных игрушек - различиям аудитории и распространенности.
Как я уже говорила в статье о fashion dolls, кукол для взрослой аудитории не встретишь в обычных ларьках и магазинах игрушек. Исключение составляют только редкие куклы Mattel как монополиста детской игрушки на современном рынке. Для продажи эксклюзивных кукол существуют лишь немногочисленные специализированные магазины, и изредка их заносит в какие-нибудь лавки, торгующие сувенирами.
Да, дело в том, что эксклюзивные куклы тем и отличны, что созданы с опорой на интересы взрослых людей. Это может быть мода, ностальгия, фотоискусство, коллекционирование, любовь к определенному дизайнеру, пошив одежды - то, чем современные дети не увлекаются:
Детям не важны дорогие аксессуары тонкой работы в стиле энных годов, дети "заиграют" равно и Монстер Хай и Пуллип.
Разумные родители не купят дорогую куклу на "заигрывание" и кормление с ложечки - исключено.
Но самое важное, самое важное: детей очень много, а взрослых коллекционеров - очень мало. Дети - это огромная аудитория, которая потребляет кукол, буквальным образом "заигрывая в мясо". Не купить девочке куклу немыслимо, это одна из базовых потребностей ребенка. А вот взрослых людей, интересующихся куклами (особенно не БЖД, а fashion dolls) в каждом городе можно по пальцам сосчитать.
Еще одна причина высокой цены "недетских" кукол, которая целиком зависит от вышеописанных причин - разница в размерах вовлеченных в производство фирм.
Именно благодаря огромной аудитории, в индустрии популярных детских кукол крутятся такие деньги, каких никто из взрослых кукольников и не нюхал. Это вот на этих грошовых, в блестках, на один сезон, куклах, компании-производители весьма и весьма крупно наживаются. Причем все - фирма, китайский-производитель-поддельщик, поставщик, перекупщик...
Это огромная финансовая ответственность,и всерьез этим могут заниматься только крупные фирмы с мировым именем, налаженной сетью распространения, знаниями о потребностях (а вернее, желаниях и страстишках) ребенка. Фирмы, которые могут выставить на рынок не только куклу, но и самостоятельную франшизу с мультфильмами, книгами, одеждой, бельем, косметикой и канцтоварами, буквально подсадив ребенка на свою продукцию.
Именно такая фирма в современном мире способна получить небывалый доход со своей условно-копеечной продукции. Та, которая может достаточно вложить.
Детские fashion-куклы - это недетский бизнес. Юных дарований с несмелым блеяньем про потребности ребенка, экологию и моду с улиц провинции здесь размазывают по стенке. Если же мы присмотримся к фирмам, которые производят кукол для взрослой аудитории, то мы увидим небольшую контору человек из десяти или вовсе одну-единственную творческую личность, которая может в силу своей собственной финансовой ответственности позволить себе что угодно - хоть блеянье, хоть трели механического соловья.
Пример, еще интересный пример.
В любом случае, фирмы, что производят кукол для взрослых, тоже хотят кушать, а потребности и запросы взрослой аудитории, ее малочисленность и сложность распространения работают на понижение тиража, и следовательно - на возрастание цены.
Это только по первому знакомству с ценником кажется, что фирмы, стоящие за эксклюзивными куклами, купаются в золоте. Или ты продашь три миллиона кукол за 30 долларов или ты продашь пятьсот кукол за 200.
Простая арифметика. Куклы - не предмет первой необходимости для взрослого человека, а от дешевого масс-маркета он не зря воротит нос.
Нельзя также не упомянуть политику фирм, которая тоже работает на возрастание цены на "взрослых" кукол.
В среде крупных фирм часты скандалы и суды, и это справедливо, ведь деньги в них крутятся далеко не малые. Иногда сотрудники даже вынуждены подписывать документы о неразглашении информации. Делиться идеями до их претворения в жизнь тут опасно.
Мелкие же фирмы живут очень дружно, и даже часта некая взаимовыручка и сотрудничество. Это вовсе не плюс к их высоким моральным установкам, это просто особенность небольшого рынка, круга, в который вхожи фанаты своего дела, при этом не просто свободные артисты, а вполне ответственные предприниматели.
Здесь невыгодно ссориться, здесь выгодно дружить и делиться, поддерживая друг друга.
Мелкие фирмы часто объединяются для создания интересного эксклюзивного релиза.
Одна фирма может предоставить другой базу для создания своей куклы - тело. Это особенно было популярно в начале нулевых, на самой заре появления fashion dolls для взрослых, но и сейчас бывают случаи. Например, фирма Obitsu до сих пор поставляет свои тела как базу для маленьких фирм, решивших создать свою куклу по аниме или даже манге. Также она до сих пор сотрудничает с AZONE.
Но часты и сотрудничества с известными мастерами, бутиками, фирмами одежды и аксессуаров. Понятно, что цена на куклу от такого сотрудничества возрастает.
Некоторым исключением из списка фирм-монстров детской игрушки является фирма Hasbro.
Она тоже любит делиться и работать в сотрудничестве с небольшими фирмами над созданием продукта для взрослых. Но не случайно и не по доброте душевной. Это фирма, скупающая патенты на старых, вышедших из моды, "умерших" брендов кукол, для того, чтобы в нужный момент, обнаружив среди взрослых ностальгические вздохи по прошедшему детству, ловко вынуть из рукава старый бренд в новом качестве. Не без помощи других фирм, да.
Нельзя забывать и важный факт, который часто остается незамеченным. Взрослая аудитория, в отличие от детской, является платежеспособной. Такой простой нюанс, а какой важный.
А уж их сотрудничество Hasbro с Takara для производства Блайз - это просто легенда.
Блайз - кукла на множество копирайтов, прямо-таки пятнадцать человек на сундук мертвеца. Это и Хасбро, и Такара, которая теперь уже ТакараТоми (что бы это ни значило), и JunieMoon и CWC и отдельные лейблы, дизайнеры и творцы. Этим - и еще большой популярностью в среде взрослых коллекционеров - объясняется ее высокая цена.
Популярности, кстати, достичь сложно. Но иногда она дана от рождения за выслугу лет.
Барби уже столько лет, что ее коллекционные выпуски, ориентированные на взрослую аудиторию, просто обречены на успех. Но политика, казалось бы, монстра Маттел очень демократична в отношении цены. Благодаря своему имени, популярности и экономическим возможностям монстр может себе позволить продавать своих "взрослых" кукол большими и даже огромными тиражами, при этом по вполне демократичной цене. Которая если и растет на вторичке, то только после закрытия ограниченного тиража.
На самом деле, коллекционная Барби - самая доступная коллекционная кукла из всех, как раз благодаря фирме-монстру.
Ну вот почти и все. Осталось, наверное, упомянуть понты. Но про них и так понятно.
INRI, kuklotorg.com, bla-bla-blythe.com
Статья изначально написана для блога kukloblog.livejournal.com.