Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru, Марина Письменская www.dollyshouse.ru
В рамках проекта DOLLGENESIS
Коллекционеру известно, что большинство современных fashion-кукол — это девушки с личной историей и биографией. Биография коллекционной fashion-куклы прежде всего является инструментом маркетинга. С одной стороны, это понятное и логичное объяснение того, почему кукла одета в определенном стиле; с другой стороны, это повод постоянно ее переодевать; а с третьей стороны, это инструмент идентификации отдельно взятой куклы в огромном мире всех fashion-кукол. Barbie - супермодель, Tyler Wentworth - модный дизайнер, Alex - издатель модного журнала, Gene Marshall - звезда кино, а вокруг кукол Fashion Royalty такой клубок детективно-гламурных историй, что в них способны разобраться лишь самые преданные поклонники. Этот список можно продолжать еще очень и очень долго.
Конечно, мы чаще всего игнорируем все эти истории, как только добираемся до самой куклы. Но «легенда» гарантирует определенную стабильность стиля. И мы даже не задумываемся, что эта схема (образ куклы = ее история) находится в рамках только западной кукольной традиции.
Японские куклы начала XXI века разорвали связь между аутфитом и персонажем - казалось бы, незыблемую и единственно возможную. Например, кукла Momoko, вышедшая на рынок в 2001 году, представила собирательный образ современной японской девушки, лишенный всякой сюжетной линии (и как следствие - партнера по жизни).
Японский рынок жестко диктует свое видение даже западным производителям: FR Nippon Misaki — эксклюзив Integrity Toys для Японии — очень быстро потерял всякий контакт с основной историей Fashion Royalty.
Другой известный пример - это кукла Pullip и ее друзья от компании JUN Planning (ныне производящиеся Groove, Inc.). Несмотря на то, что эти куклы имеют подробные профили (вплоть до знака зодиака), их легенды никак не связаны с их образами в каждом конкретном релизе. Посмотрим на примеры ниже: американская кукла Tyler Wentworth Uptown Urban (зима 2007) одета так, как может одеваться современная нью-йоркская женщина ранней осенью. А образ куклы Pullip Mir (июль 2009) никакого отношения не имеет к "легенде" Pullip, старшеклассницы из частной миланской школы.
Другая популярная кукла того же производителя — J-Doll. У релизов нет даже имен, ведь у них нет и личной истории. Каждый релиз имеет всего один аутфит и не предназначен для переодевания, так как при смене одежды теряется весь смысл образа - фантазийной трактовки уличной моды разных стран мира.

Куклы J-Doll Old Church Street (Великобритания) и Takeshita Street (Япония)

Японская кукла NEO Blythe также продается только в законченном образе, и каждый образ имеет отдельную историю. Но и она не имеет биографии, возраста и социальной идентификации. В разных руках она играет разные роли, превращаясь то в маленькую девочку, то во взрослую женщину, иногда меняет пол.
Вокруг Blythe сформировалась уникальная культура кастомизации, и существует очень много художников, специализирующихся на создании уникальных образов кукол Blythe (ООАК). И обычные коллекционеры часто меняют не только аутфиты, но и технические особенности (замена чипов, матирование, пропилы и т.п.) - высокая цена кукол этому редко препятствует.
Если Вы ждете, когда мы наконец перейдем к куклам BJD, то этот момент настал. Но мы поговорим не о канонических BJD, основанных на характерной азиатской эстетике и культуре аниме, а о промежуточном жанре - fashion-BJD. Таких кукол часто признают оффтопом даже на специализированных форумах коллекционеров. Самый яркий пример азиатской fashion-BJD - Fashion Model Doll Misia и ее подруги от корейской компании Dollmore. Их появление вызвало ощутимый резонанс в широких кругах коллекционеров кукол BJD.
Технологически Misia является BJD: она изготовлена из полиуретана с шаровыми шарнирами и эластичной протяжкой, вставными глазами и париком. Однако поклонники поклонники BJD ее не приняли из-за "западной" сущности, реалистичных черт лица и сильной fashion-составляющей. Но в то же время, владелец Misia выступает как соавтор художника-кукольника, что традиционно для концепции BJD.
Чтобы понять, насколько Misia все-таки азиатская кукла, давайте сравним ее с американской куклой Numina от дизайнера Поля Фама (Paul Pham). Поль, коллекционер fashion-кукол и BJD, создал свою версию fashion-BJD, совместив технологию BJD и стиль классической западной fashion-куклы. Эта дорогая, редкая и престижная кукла имеет завершенный образ, и вряд ли кто-то решится на него посягнуть.
В конце 2000-х американцы все чаще пытаются заявить о себе на рынке BJD со своими собственными разработками, и мало кто добивается признания ортодоксальных коллекционеров BJD. Западный художник работает с BJD так же, как с авторской куклой, то есть для него это завершенный проект, имеющий его «подпись» и не требующий постороннего вмешательства. Даже самые дорогие куклы BJD, сравнимые по цене с Numina, приезжают к своему владельцу в виде болванки, которой только предстоит обрести индивидуальность.
Дизайнеры таких кукол, как Obitsu и Volks масштаба 1/6, пошли еще дальше. Здесь мы видим даже не модную куклу без истории, как J-Doll или Momoko, и не куклу BJD, которая изготавливается под заказ и оживает в руках владельца. Obitsu и Volks — это кукольные конструкторы: лично нам нравится пугать неофитов, расчленяя Obitsu у них на глазах. По факту, в таких куклах функция дизайнера-кукольника ограничена только технологическими задачами, и он лишен всякого влияния на конечный образ куклы. Какую куклу Вы соберете себе из имеющихся в наличии взаимозаменяемых деталей, дизайнеры никогда не узнают. Получается, что даже куклы как таковой не существует, пока она не попадет в виде разрозненных элементов к своему будущему владельцу или профессиональному художнику.
Концепция fashion-куклы как манекена для демонстрации мод и взрослой ролевой модели органично слилась с японской традицией взрослых кукол — ведь у них почти не встретить кукол-детей. Всех кукол, о которых мы рассказали, объединяет одно: «смысл» азиатской fashion-куклы не в имени ее автора и не в ее искусственно сконструированной личности, а в том, как она общается с владельцем. Азиатские куклы чаще других оказываются преданными компаньонами за счет своей «психологической пластичности». Именно эти куклы всегда готовы подстроиться под своего хозяина. Популярность азиатских кукол у современного коллекционера обусловлена тем, что они на новом уровне возвращают взрослым возможность играть в куклы.
Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru, Марина Письменская www.dollyshouse.ru
В статье использованы промо-фотографии с сайтов:
www.frnippon.com - FR Nippon Misaki
www.blythedoll.com - Blythe
www.momokodoll.com - Momoko
www.dollmore.net - Fashion Model Doll Misia
www.junkyspot.com - Obitsu