"Игра и дети", www.i-deti.ru
Елена Соловьева
психолог, канд.пед.наук,
ведущий научный сотрудник Института Общего образования МО
Детство — это особая позиция в жизни. Когда все интересно — без цели этим управлять или изменять. Мир принимается таким, какой он есть. Мир огромен, загадочен и полон тайн. Душа полна надежды, что эти тайны — добрые. Глаза и уши внимательно открыты навстречу всему, что происходит. С ребенком? С нами самими? С окружающими людьми или природой?
В детской своего ребенка сам возвращаешься — если сможешь, если повезет — к себе самому. В этом — великий дар детей своим родителям.
Мы с вами в детской… Мы никуда не спешим. Мы не будем давать оценки, мы свободны от дел. Мы просто живем.
Наша первая встреча в детской — это игрушка, которой можно присвоить титул "Мисс второй половины XX века" — кукла по имени Барби…
Нравится ли вам кукла Барби? Покупаете ли вы ее своим детям?
Почему девочки хотят иметь Барби?
На эти вопросы нам сегодня отвечают хозяева детской, а, слушая их ответы, размышляем и мы сами…
Так уж сложилось, что в печати о Барби принято говорить "или плохо, или ничего". Впервые я это поняла, когда в ходе интервью корреспондент задала мне вопрос, как я отношусь к кукле Барби, и быстро свернула разговор, услышав, что к Барби я отношусь хорошо, как и дети. Такой ответ ее не устраивал и потому не интересовал. Нужно было говорить, что эта кукла не наша, ценности она несет нам чужие, детям все это вредно и Маруся лучше. Но вопрос заставил задуматься и позднее, сколько ни пыталась я предложить психолого-педагогическим изданиям материал о Барби, все отказывались. Так что психолого-педагогическая общественность решительно против куклы.
«Подсудимой» предъявлено два главных обвинения:
1) слишком много у нее вещей (слишком обеспеченная, богатая)
2) слишком оформленное у нее тело, из чего вытекает ее "бездушность".
Первое обвинение чаще звучит среди педагогов, второе — среди психологов. Поскольку я сама и психолог, и педагог, чувствую себя идущим не в ногу, не попадающим в такт и т. п., — но кукла мне все равно нравится. И вот для того чтобы понять, почему же она мне нравится, я стала спрашивать детей, почему же она нравится им.
Социальный контекст
Кукла-символ XX века, самая продаваемая и самая интернациональная кукла, Барби обитает среди нас уже более сорока лет и не только не стареет, но и не устаревает. Она нравится детям — не только девочкам, но и мальчикам; она нравится многим мужчинам разного возраста; она не нравится многим педагогам, она раздражает многих женщин... Некоторых мужчин она тоже раздражает. Дискуссии о Барби всегда оказываются на удивление жаркими, как если бы это была не кукла, а живой — и достаточно скандальный — персонаж. Слушая их, думаешь о том, что эту куклу каждый воспринимает и наделяет чертами, которые созвучны его собственной душе — и в этом смысле и для взрослых она выполняет традиционную функцию, которую имеет кукла в детской игре.
Немного истории
Предшественницей Барби была выпущенная в Германии "кукла для взрослых". Длинные ноги, оформленную грудь и пропорции тела Барби заимствовала у нее. Над общим образом куклы потрудились японские дизайнеры и доктор психологии Венского университета. Барби назвали в честь дочери супругов Хэндлер, владевших фирмой Маттел, которым и пришла в голову идея сделать такую куклу для детей. Это произошло в 1959 году. Через два года появился Кен.
Теперь есть Барби разных национальностей, а также всевозможные ее аналоги с другими именами. К концу столетия Барби освоила разные профессии. Теперь она не только принцесса — она и журналистка, и врач, и подводница...
Для нее создан целый мир: дом, автомобиль, различные наряды, обувь, украшения… Кажется, что до нее ни у кого из кукол таких "роскошеств" не было. Но так ли это?
Нет, не так. Разве в нашем детстве не было кукольной мебели, одежды, посуды? В 50-е годы куклы имели игрушечную плиту, так что же странного в том, что сейчас они имеют микроволновую печь и посудомоечную машину? Меняется мир и стиль дизайна взрослых вещей — меняется и кукольный мир.
А в XIX веке в аристократической среде были наиболее распространены куклы-парижанки. Тончайшие талии, выраженные бедра и... завидный бюст, подчеркнутый глубоким декольте! Прекрасно причесанные, с раскрашенным личиком, они были одеты в великолепные туалеты, отражавшие все новейшие веяния моды, и продавались с полным приданым: изысканный гардероб, несессеры с флаконами духов, расческами и зеркалами разной формы, веера, кошельки, муфточки, зонтики из натурального кружева и даже... визитные карточки! К этим наборам прилагались целые комнаты — игрушечных размеров, но уставленные мебелью из настоящего дерева, обитый бархатом и парчой, с бронзовой фурнитурой. В буфетах красовались крошечные сервизы из мейсенского фарфора, хрусталя баккара. Искусствовед О. И. Голенева пишет: "Они как нельзя лучше отвечали воспитательному идеалу прошлого столетия — пробудить у девочки интерес не только к материнству и роли гостеприимной хозяйки дома, но и к этикету светской жизни" Так что задолго до происков коварной Америки куколки имели хорошие фигурки, были красиво одеты и хорошо обеспечены.
Почему ее так не любят взрослые
Говоря о Барби, прежде всего говорят о ее теле — слишком ноги длинные и грудь видна. И неожиданно обвиняют из-за этого в бездуховности. Что по меньшей мере странно.
В связи с хорошими пропорциями куклу обвиняют также в невротизации детей по отношению к своему телу. Но тогда любой человек с нормальной или хорошей фигурой должен быть признан оскорбляющим и невротизирующим каждого, кто имеет другую фигуру. И как быть? Раздражаться при виде физически хорошо сложенного человека?
Вспомните куклы детства среднего поколения (которые тоже производились, заметим, не в нашем Отечестве, а в Германии, если уж говорить о патриотизме). Круглые пустые глаза и отсутствие на лице признаков даже возможности не только мысли, но и какой-либо эмоции. Разве они не были образцом именно бездуховности? Почему же они нас так не раздражали раньше и не раздражают теперь? Неужели немецкие куклы 60 — 80-х годов выглядят более духовными, чем Барби? На каком основании?
Что касается груди, то и русские народные куклы были не только "чурочками в тряпочках", создавались и куклы с очень (очень!) объемными формами. Оказавшись рядом и невротически сравнивая себя с ними (как взрослые сравнивают реальных людей с нею самой), Барби должна была бы немедленно отправиться в клинику по пластике груди или впасть в депрессию. Но явно делать этого не будет. В народной кукле есть другое: вечное обаяние, теплота и магичность рукотворности. В этом, конечно, продукция конвейера с нею несравнима.
У Барби очень много одежды. Но разве при выборе куклы мы не ориентировались и прежде на красоту ее наряда? Разве не шили для нее костюмы так же, как это делают современные девочки для Барби?
Давайте вспомним о главном, на что мы обращаем внимание, выбирая куклу для своего ребенка. Прежде всего на ее лицо. И именно здесь Барби принципиально отличается от кукол нашего детства. Потому что ее лицо имеет выражение.
Что же оно выражает?
Кукла открыто и приветливо улыбается каждому. Давайте подумаем: а как мы сами реагируем на доброжелательное, радостное выражение лица другого человека, когда нам хорошо? А когда нам плохо? Хочется ли нам на лице другого увидеть выражение тоски, уныния, печали, отчаяния?
Вы можете со мной не соглашаться, но я убеждена: секрет Барби — не фигура. Главное отличие ее от других — наличие выражения лица, эмоционального состояния, настроения. И именно за это ее любят дети, потому что… Об этом — чуть дальше.
Почему ее любят взрослые
Кокетливые девушки, которым нравятся наряды и праздники, нередко хорошо относятся к этой кукле. Они с нею идентифицируются. Она выражает такое же веселое и жизнерадостное отношение к жизни и становится как бы их подружкой.
К кукле относятся с симпатией или безразлично те, кто … не отождествляет себя (или свою подругу) с этой куклой. Те, кто спокойно и комфортно принимают себя и других.
Рискую навлечь гнев профессионалов, но все же скажу: Барби — это то, что называется зрелой личностью. Она может быть и принцессой, и официанткой, играть в теннис и вести переговоры, но она остается в любом амплуа самой собой. Она может заниматься разными делами — но не какими попало и в любом случае она будет их делать так, как это может делать именно она — спокойно, с улыбкой и достоинством. Переход в официантки не отменяет достоинства, которое имела принцесса. А ведь именно это отличает героинь классических волшебных сказок: пастушка или принцесса, девушка остается доброй, отзывчивой, трудолюбивой, жизнерадостной.
Итак…
Почему ее любят дети
Шестилетняя девочка спрашивает: «Как ты думаешь, Барби ругает своих детей?» Как вы считаете? Маленькая хозяйка улыбающейся куклы уверена: нет, не ругает, и не кричит на них, и не шлепает.
— "А как Барби укладывает своих детей спать?"
Ласково она их укладывает, спокойно и с удовольствием, да, все с той же улыбкой …Так и слышится чей-то комментарий: "…идиотки!" Но ведь она и работает — все с той же улыбкой. А как нам в реальной жизни нравится, когда улыбается продавщица, официантка, сотрудница банка! Мы ведь не считаем идиоткой улыбающуюся девушку! Почему же мы не принимаем эту улыбку в кукле? Она всегда улыбается — а живой человек так не может. Да, человек может иметь много других настроений. И ребенок прекрасно об этом знает. Но ему хватает встречи с этими другими настроениями в своей реальной жизни, он не хочет видеть их в игрушке. В отличие от нас, у Барби всегда есть время и силы на то, чтобы все сделать спокойно. Она не нагрубит, не ударит, не оскорбит.
«МНЕ НРАВИТСЯ В НЕЕ ИГРАТЬ, ПОТОМУ ЧТО У НЕЕ ВСЕ ХОРОШО», — так сказала другая шестилетняя девочка.
Может быть, это нас и раздражает? Но нужна ли человеку кукла, у которой все плохо?
Лицо Барби выражает то внутреннее состояние, которое хотят видеть наши дети. Спокойную улыбку, уравновешенность, уверенность, ласку, мягкость. И прежде всего они хотят встречать это выражение на лице своей мамы, своей бабушки, своей воспитательницы в детском саду. Кукла может улыбаться всегда, а мы — не всегда. Наверное, потому и обидно. Но она — не виновата.
И мы, живые близкие люди, все равно лучше любой куклы. Когда у нас подобное внутреннее состояние и выражение лица…
Елена Соловьева для журнала "Игра и Дети", www.i-deti.ru
Подписаться на журнал