Предыстория
Кукла Блайз (Blythe) была выведена на рынок американской фирмой Kenner в 1972 году; в том же году ее производство свернули, поскольку кукла не имела успеха у детей. Оригинальных винтажных кукол коллекционеры называют Kenner Blythe или просто Kenner. Блайз "возродилась" благодаря американскому фотографу и телепродюсеру Джине Гаран: она в конце 1990-х создала знаковый фотоальбом This Is Blythe, познакомивший с Блайз тысячи людей по всему миру, и проявила деятельное участие в возобновлении производства. С 2001 года Blythe выпускаются японской фирмой Takara по лицензии Hasbro – гиганта игропрома, выкупившего права на Blythe у компании, в свое время поглотившей Kenner. Современные куклы называются Neo Blythe и предназначены для взрослых коллекционеров. Представляем вам интервью с Джиной, без которой "второе дыхание" Blythe и ее международный успех были бы невозможны.
Оригинал: Марибет Кин и Брэд Квинн www.collectorsweekly.com, 22 апреля 2010
Перевод Екатерины Зиборовой www.dollplanet.ru. Благодарим за помощь в подготовке публикации Анжелу Козлову www.bla-bla-blythe.com. 24 сентября 2014
Джина Гаран опубликовала несколько фотоальбомов с участием Блайз, большеглазой куклы от Kenner, которой так и не удалось "подняться" в ранних 1970-х (что, однако, не помешало ей стать феноменально популярной среди коллекционеров на рубеже веков). В этом интервью Джина рассказывает о том, как Блайз любит одеваться на Востоке и на Западе, и как мастера превращают обычных Блайз в произведения искусства. С Джиной Гаран можно связаться через ее сайт www.thisisblythe.com.
Джина Гаран: Я коллекционирую кукол. В моей нью-йоркской студии их целая толпа - около двух тысяч. Кто-то когда-то сказал: "Есть такая кукла Blythe, она немножко похожа на тебя". Так что я купила одну на eBay. Я безумно влюблена в нее. Потом я покупала еще и еще, пока их не стало около ста. Тогда я обратилась к Hasbro и предложила издать книгу о Блайз. Они сказали: "Мы без понятия, о чем вы говорите. Эта кукла нам не принадлежит и мы о ней никогда не слышали". После того, как я прислала им немного информации о Блайз, они ответили: "Кажется, она нам все-таки принадлежит... Готовьте книгу!"
Когда книга вышла, о ней написали в журнале People, в "New York Times", а еще в модных журналах. Women's Wear Daily посвятила нам шесть страниц. У меня был проект в японском Vogue: на протяжении года каждый месяц в журнале печатали новое фото Blythe в дизайнерских аутфитах. Это помогло найти агента, который в конце концов получил права на повторный запуск Блайз в Японии.
Я делала рекламу с участием Blythe. Блайз снималась и в японской рекламе. А сеть Target выпустила линейку одежды Александра МакКуина, который использовал Блайз как модель.
Я приезжаю в Японию два-три раза в год. Когда мы выпускаем новую куклу, ее практически мгновенно раскупают. У меня есть форум поклонников Блайз - думаю, там около 30 000 пользователей.
У детей этих кукол не особенно много. Блайз в основном коллекционируют взрослые, как женщины, так и мужчины. Когда я делала свою первую книгу о Блайз в 2000 году, я не могла представить себе, что все это случится - никто, собственно, эту куклу не знал. Я была удивлена, что с книгой все так получилось. Я думала, ее купит моя мама и на этом история закончится, но книга "пошла".
Когда Блайз попала на рынок в 1972, она была детской игрушкой, но успеха не имела. Некоторые дети покупают ее в наши дни, но платить за нее приходится от ста долларов и выше. На коробке обозначено "От 15 лет", потому что, как и другие куклы, она имеет мелкие детали. Я считаю, маркетинг Блайз направлен именно на взрослых. Она вызывает больше симпатий у взрослых, нежели у детей.
Collectors Weekly: Почему Блайз провалилась, когда впервые вышла в продажу?
Гаран: Полагаю, тогда она просто напугала людей. Люди и сейчас пугаются. Когда я фотографирую ее, большеголовую, незнакомые люди подходят ко мне на улице и спрашивают "Это кукла вуду?". Я думаю, она не могла заинтересовать детей. С производства ее сняли год спустя. Я не знаю, какое количество кукол сошло с конвейера. Когда я начинала, их было легко купить за 10$, а сейчас некоторые продаются за 1500-2000$.
CW: Много ли на рынке оригиналов 72 года?
Гаран: Я не знаю, сколько их выпустили. Вы всегда можете найти 4-5 кукол на eBay. У меня их примерно 100. Полагаю, у меня самая большая коллекция Kenner Blythe. У большинства коллекционеров по крайней мере одна такая кукла.
У меня где-то 10000 аутфитов для Блайз. Выпускается всего четыре-пять фирменных аутфитов в год (сейчас фирменную одежду и аксессуары почти не производят. – прим.ред.), но существует активное коммьюнити людей, изготавливающих авторские наряды. Думаю, это началось потому, что, купив куклу, им захотелось ее одеть по-своему. Тела Блайз очень похожи на тела винтажных Скиппер, поэтому люди начали приобретать для своих кукол винтажные аутфиты Скиппер. Покупали и оригинальные выкройки 1970-х от Mattel, чтобы шить по ним на Блайз. Талантливых мастеров очень много. Люди просто решили, что они и сами так могут.
Множество людей также кастомят кукол. Расписывают их лица, изменяют форму губ. Они достают кукол из коробок и превращают их в уникальные произведения. Это потрясающе - видеть, на что способны кукольники. Кто-то пропиливает губы, чтобы Блайз улыбнулась. В Японии есть молодой человек, который делает Блайз похожими на кошек, создает им кошачьи мордочки. Это фантастика.
CW: Люди шлют вам фото и подарки со всего мира?
Гаран: Да. Я получаю фотографии. Многое отправляют мне на сайт. Вы можете видеть в районе ста тысяч фото Блайз на фликре. Люди шлют мне наряды, которые они сшили для моих кукол. Я получаю емэйлы отовсюду - Африка, Россия. Где-то Блайз распространена больше, например, в Азии. Прямо сейчас, по какой-то причине, она действительно популярна в Таиланде. Я получаю весточки от людей из Австралии, США, Канады. Некоторые даже шлют мне откастомленных кукол в подарок, это потрясающе.
CW: Кто создал куклу Блайз?
Гаран: Kenner, компания, которая сейчас находится в собственности Hasbro. Маргарет и Уолтер Кин рисовали большеглазых грустных детей в 1970-х. Они были очень популярны. Многие думают, что Блайз похожа на их рисунки. Я вижу, что это все в одном ключе, но я не думаю, что Блайз была "срисована" с рисунков, хотя многим коллекционерам Блайз нравится творчество Кин.
С начала выпуска Neo Blythe и по сей день производители вносят изменения в ее внешность, чтобы она больше походила на винтажных кукол. Каждые несколько лет они слегка меняют молд. Я думаю, сейчас у нее уже пятый молд. Каждый, кто коллекционирует кукол, хочет куклу, которая была бы как можно ближе к оригиналу 1970-х. Люди любят новых кукол, но Священный Грааль - это кукла Кеннер. Для большой части людей это идеальная кукла.
Хотя в основе своей материалы те же, современные тела сделаны получше. Распространенная проблема кукол 1970-х – трещины поперек попы (если с куклой часто играли и сажали ее, то на попе быстро образовывался разлом. – прим.А.К.). Бедренные шарниры часто разбалтывались. В Азии есть кукла Licca. Для новой куклы использовали тело Ликки, которое практически того же размера, что и старое тело Блайз, но сделано на более высоком уровне. (На теле Ликки вышло 9 первых Neo Blythe. Сейчас они выпускаются на собственном теле, которое за эти годы менялось незначительно. - прим.ред.)
Вы не поверили бы, что люди, включая меня, купят такое. Можно отдать 600-700$ за одну только голову Kenner, без волос, с поцарапанным лицом. Люди просто хотят старых кукол, и неважно, в каком состоянии.
Я страстный коллекционер кукол, и Блайз не ограничиваюсь. Я знаю кукол той эпохи. Собираю виниловых кукол 60-х и 70-х годов, и я не видела ничего даже близко похожего на Блайз - но она тогда была всего лишь одной из многих.
Возвращение Блайз состоялось в 2000 году, когда вышла моя книга. Новых Блайз мы начали делать в 2001, и они сразу стали хитом. Каждый год создается 10-12 кукол, по кукле в месяц-полтора. Как правило, распродаются очень быстро.
CW: Кукла продается с одеждой и прической?
Гаран: Да, и иногда к ней прилагается второй аутфит. В комплекте есть подставка.
Оригинальные Blythe были одеты в "бабушкины" платья и имели прошитые волосы. Можно было купить фирменные парики, они продавались отдельно.
В телерекламе Блайз какой-то парень, похожий на хиппи, пел дурацкую песенку про то, какие Блайз глазастые, крутые и продвинутые. Вообще куклы были очень семидесятнические.
На затылке у Блайз веревочка - когда тянешь, глаза куклы закрываются, а когда отпускаешь, они переворачиваются и меняют цвет. У винтажных кукол глаза розовые, оранжевые, зеленые и голубые. Большинство современных кукол такие же, но иногда дизайнеры включают какой-то новый цвет, просто чтобы внести разнообразие.
Новые куклы выпускаются в двух масштабах (теперь их три, осенью 2010 года была введена новая линейка Middie Blythe. - прим.ред). Самые популярные - куклы ростом 11,5 дюймов. Есть еще Petite Blythe ростом 4 дюйма. Маленькие хороши для детей, потому что они стОят от 20$.
В 1970-х "петиток" не было. Их начали выпускать в Японии вслед за стандартными куклами. Сначала они были брелоками для ключей, но потом зажили собственной жизнью. Их где-то 150.
У ранних "петиток" не закрывались глаза. Теперь они закрываются, а тела подвижны. Кукол можно переодевать. Они милые и необычные. Некоторые одеты в безумные сказочные костюмы.
CW: Сколько изданий о Блайз вам принадлежит?
Гаран: Семь или восемь. Есть еще сборники открыток, записные книжки и другая подобная мелочь.
По работе я много путешествую, поэтому стараюсь думать о Блайз в контексте моих актуальных поездок. Например, сейчас я в Вашингтоне. У меня сегодня нет с собой куклы, но обычно я подбираю несколько Блайз, которые, на мой взгляд, хорошо будут смотреться в этом городе, и одеваю их соответствующим образом. Я бы хотела одеть Блайз как Хиллари Клинтон.
Если мне надо на Гавайи, я беру кукол в купальниках и устраиваю им фотосессию. Если подобрать наряд под окружающую местность сложно, я просто одеваю кукол в классные аутфиты, кладу в сумку и снимаю все, что меня впечатлит.
После съемок я кое-что размещаю в Интернете, но сейчас я работаю над новой книгой, поэтому многое из того, что сейчас фотографирую, пойдет туда. Я снимаю, потому что люблю снимать. В некотором смысле я делаю это для себя. Это для меня отдушина. Если люди не видят чего-то, что я делаю, это нормально.
CW: Вы ожидали от вашей книги такого фурора?
Гаран: Нет, мне даже было сложно поверить, что со мной вообще заключили договор. Я разослала четырем издателям предложения - по четыре фото, наклеенных на лист бумаги. Я была в какой-то рабочей поездке, проверяла сообщения, и все четверо мне ответили "Мы действительно заинтересованы в вашей книге". Это было невероятно.
Я все время повторяю: "Слава Богу, я додумалась до этого первой". Вокруг множество фотографов, которые на голову выше, чем я. Они постят свои фотографии на Фликре и по всей Сети. Они понимают, как надо снимать Блайз, и очень любят это дело. Я часто получаю трогательные емэйлы - люди говорят, что Блайз изменила их жизни. Благодаря ей люди знакомятся и начинают дружить, невзирая на расстояния.
Блайз для многих больше, чем кукла. Кукловстречи, посвященные Блайз, проходят везде. Если я еду в город, где, как мне известно, много коллекционеров, я обычно говорю "Я буду неделю в Лос-Анжелесе". Тогда все эти поклонники Блайз собираются где-нибудь в парке, приносят кукол, фотографируются, а я приезжаю к ним и с ними общаюсь. Это действительно здорово.
CW: Вы можете рассказать о каких-нибудь потрясающих вещах, которые люди делали с Блайз?
Гаран: Я часто устраиваю конкурсы. В прошлом или позапрошлом году я объявила на своем сайте конкурс "Герои", предложив одеть кукол как всевозможных героев и знаменитостей. У нас были потрясающие заявки, в сумме около двухсот. Коллекционеры брали кукол и кастомизировали их. Например, был участник, который вставил куклам в головы лампочки, чтобы их глаза загорались. А один парень покрыл куклу 14-каратным золотом.
У меня сейчас в работе квилт-проект, для которого попросила людей создать квадратики 8х8, где бы так или иначе фигурировала Блайз. Я собираюсь соединить их и выставить в паре разных мест. У нас 200 квадратиков, и это будет гигантский квилт. Планирую показать его в Лос-Анжелесе.
CW: Есть ли в этой среде кто-то, кто собирает только оригиналы?
Гаран: Может быть. Но мне кажется, большинство коллекционеров собирают и тех, и других. Первая обновленная Блайз вышла в 2001, Neo Blythe не менее "коллекционные", чем куклы 1972 года. Вы могли бы подумать, что ко мне они приходят легко, так как это мой бизнес, но купить такую куклу все сложнее, потому что их расхватывают в Тайване. Их делают только в Азии. Это не американская игрушка, и доставать их тут дорого и непросто.
Они производятся массово, но в небольших масштабах. Я думаю, что каждая кукла выходит тиражом не более 3000 экземпляров. Их обычно раскупают на следующий день после выпуска. Американские коллекционеры, как правило, покупают кукол на ибее, и есть еще пара азиатских сайтов, которые шлют сюда, но у большинства имеется лист ожидания.
Такое ощущение, что в Азии всё милее, чем за ее пределами, и азиатские поклонники Блайз одевают кукол в сладкие-сладкие наряды. Многим нравится одевать куклу так, как они одеваются сами. Некоторые фотографируются со своими куклами, одевшись одинаково.
В Японии есть магазины, где можно купить кукол Блайз и аксессуары, но Junie Moon в Токио (Daikanyama, Shibuya Ward) посвящен им всецело.
Если вы побродите по аукциону Yahoo! Japan - это японский аналог ибея - то найдете много страниц с довольно дорогой одеждой для Блайз. Один аутфит может стоить 80$. Есть и компании, которые массово производят аутфиты.
CW: Если сюда так сложно привезти кукол, какое будущее ждет коллекционирование Блайз?
Гаран: Коллекционеров все равно много. Я думаю, трудности или заставят людей усерднее добывать кукол, или вынудят решить, что это все слишком сложно. Сейчас, в принципе, все нормально. Коллекционеры могут покупать кукол, но некоторые настолько дороги, что их просто не берут. Выходит столько кукол, что почти нереально позволить себе купить их всех. Люди дожидаются "своих".
Новичкам лучше сразу брать понравившуюся новинку, потому что на вторичном рынке она, скорее всего, будет только расти в цене.
Аксессуарами и материалами для кастомизации лучше закупаться в онлайн-магазинах. У меня на сайте есть такой - с волосами, чипами, одеждой, книгами и календарями. В США не так много магазинов, где можно увидеть Блайз, поэтому онлайн-шопинг - лучший вариант.
CW: Хотите сказать что-то читателям на прощание?
Гаран: Цель моего коллекционирования - не дождаться, когда объект коллекционирования вырастет в цене и принесет мне состояние. Я собираю то, что люблю. И я думаю, это по-настоящему приятный вид коллекционирования. Люблю распаковывать своих кукол, играть с ними. Множество людей что-то коллекционирует только из-за денег, и иногда это не срабатывает. Поэтому я считаю, что лучше собирать то, к чему испытываешь тягу. И это справедливо по отношению ко всему.
Комментарий DollPlanet.ru: не так давно Джина Гаран сообщила на своем форуме, что ей приходится распродать большую часть коллекции. В настоящий момент ее кукольный сайт в стагнации - последние новости Thisisblythe.com датируются 2012 годом, часть разделов не работает. Однако трудно представить, что Джина порвет с миром Блайз окончательно: так,например, в октябре 2013 года она стала особым гостем Блайз-кона в Нью-Йорке.
Марибет Кин, Брэд Квинн, www.collectorsweekly.com
Перевод Екатерины Зиборовой www.dollplanet.ru. Благодарим Анжелу Козлову, соавтора главного русскоязычного ресурса про Blythe www.bla-bla-blythe.com, за помощь при подготовке материала.