Екатерина Зиборова, www.dollplanet.ru 28 марта 2011
2011 год - год юбилеев. 50 лет Кену, 20 лет компании Tonner... И 10 лет бренду Bratz! Куклы Братц стали первыми и, пожалуй, единственными куклами, которые смогли пошатнуть монополию игровых Барби на международном рынке. Ясмин (Yasmin), Хлоя (Cloe), Саша (Sasha) и Джейд (Jade) появились в 2001 году: дерзкие старшеклассницы, заводилы и хулиганки, модницы и кокетки – это было что-то новое на игрушечном рынке! На фоне этих самоуверенных дебютанток милая, добрая и «безопасная» кукла Барби казалась попросту пресной.
Анкета Bratz
Рост
25 см (мальчики чуть выше)
Подвижность
Стандартные куклы с гнущимися на «щелчки» ногами, либо куклы с шарнирным телом
Аутфиты
Детализированные и довольно достоверные «многосоставные» наряды. Часто используются принты и мелкая фурнитура. Качество среднее (плохо обработаны края, могут осыпаться блестки)
Особенности
Абсолютно нереалистичные пропорции: большая голова, огромные ступни, маленькое тельце и длинные ноги. Ступни отлиты вместе с обувью, и чтобы «разуть» куклу, нужно «оторвать ноги» (этот момент вызывает ужас у многих родителей)
Лица мальчиков имеют мягкие полудетские черты. У девочек – большие прищуренные глаза, крошечный вздернутый носик и огромные, ярко накрашенные губы.
Упаковка
Картонные коробки с большими пластиковыми окнами и рисунками персонажей в фирменном стиле Bratz. В серии Bratz Secret Date – особые упаковки, скрывающие куклу-мальчика (свидание вслепую).
Уже к середине 2000-х Barbie и Bratz фактически разделили рынок детской fashion doll, и менее известным куклам оставалось только ютиться на «бюджетных» полках – не говоря уже о том, что лично я ни разу не слышала, как девочка выпрашивала бы у мамы куклу Steffi Love или Tanya. В детских «вишлистах» таких имен просто не было. Взрослея, девочки становятся особенно чувствительными к мнению ровесников, и если подружки в классе меряются коллекциями Братц (как много лет назад мерялись коллекциями Барби), то несложно догадаться, какую куклу Ваша дочка попросит на Новый Год, День Рождения и за пятерку на экзамене. Братц выиграли битву и за сердца подростков. А это много: подростки получают в свое распоряжение достаточно карманных денег, чтобы самостоятельно покупать кукол.
10-11-летние девочки начинают следить за молодежной модой и подражать поп-звездам, которые броско одеваются и не боятся вести себя вызывающе. Братц такие же: они независимы, они развлекаются, открыто интересуются мальчиками и не стремятся подавать «хороший пример». Бренд Bratz называют не просто кукольным брендом, а lifestyle brand. Возможно, в этом один из секретов успеха Братц: дизайнеры и маркетологи Исаака Лариана сообщили своей кукле тот имидж, к которому стремится «продвинутый» ребенок или подросток. Да, современные дети рано взрослеют, и это многих тревожит. Но именно эти дети - а не психологи и не осторожные родители - обеспечили ураганный спрос на Братц. Статистика поразительна: в середине 2000-х MGA продавали по 20-30 миллионов кукол за год!
Серия Bratz Rock (2010-2011)
Bratz быстро обзаводились тем, что было у Барби: обширным гардеробом, наборами мебели, домами, машинами и мотоциклами. Выпускались видеоигры, фильмы и даже музыкальные CD. Начали появляться параллельные линейки, вносящие разнообразие в ассортимент Bratz – в том числе модные дети Bratz Kidz и Bratz Babyz для тех, кто помладше. Многие помнят карманных Lil Bratz, которых удобно брать с собой (для них были даже специальные переноски). Были у Bratz и питомцы (Petz), и даже жутковато-умилительные насекомые (они входили в сеты Bratz Lil Angelz Insectz). Коллекции обновлялись и пополнялись ежегодно. Но за десять лет присутствия на рынке Bratz так и не стали популярным объектом коллекционирования: основными потребителями бренда остаются дети и подростки, а взрослые предпочитают собирать современных коллекционных кукол или винтаж. Две фарфоровые куклы Bratz, Anyssa и Daphne (2008), не вызвали ажиотажа – в отличие от первой фарфоровой Барби Blue Rhapsody (1986).
Куклы Lil Bratz
Компания Mattel, которая тоже выпустила на рынок большеголовых и большеногих кукол My Scene в ранних 2000-х, помешала Исааку Лариану наслаждаться завоеванием мира. Судебный процесс о плагиате длился несколько лет, и появилось ощущение, что Mattel просто хочет устранить конкурентов («Модных fashion-кукол можем делать только мы!»). Доходило даже до того, что предписывалось полностью изъять кукол Bratz от MGA из продажи, а все авторские права передать Mattel. Но в 2010 году это решение было отменено, и дизайнеры MGA приступили к разработке новых коллекций. Куклы Братц вступили в своё новое десятилетие: их тела были усовершенствованы, а лица изменены, черты стали чуть более мягкими. Более того, в линейку было введено 10 новых персонажей: Joelle, Ashby, Tyla, Shadi, Adri, Liliana, Carrie, Shira, Leora и Lydia – все они вышли в юбилейной серии Anniversary. Любопытно было увидеть и эволюцию фирменных рисунков Bratz.

...И не менее любопытно – узнать, что некоторые из преданных поклонников Bratz «старого образца» категорически не признали новых кукол. Робин Барнетт, владелица сайта Bratz Heaven и самый известный коллекционер Bratz, признается: "Я больше не собираю Bratz. MGA Entertainment ушли в другом направлении. Новые Братц не похожи на тех вызывающих, фанатично модных, бунтарских кукол, какими я их знала раньше. Они стали сдержаннее и консервативнее, причем до такой степени, что называть их BRATZ уже нелогично". (Bratz можно перевести как "стервочки" или "задиры". - прим.ред.)

Новые куклы Bratz - юбилейная коллекция. Братц Леора и Адри
Пока судьба Bratz висела на волоске, Исаак Лариан запустил еще две линейки fashion-кукол для детей и тинейджеров – Moxie и Moxie Teenz. Теперь в магазинах широко представлены все три линейки MGA – как правило, это манящая, красочная и большая «стенка», от которой крайне трудно уйти без покупки.
Екатерина Зиборова, www.dollplanet.ru
Ссылки:
Официальный сайт Bratz
Список релизов Bratz по годам
Рекомендуем познакомиться: НОВИНКИ БРАТЦ 2013 - куклы существенно изменились!