Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru 18 июля 2013
Последние полтора века сопровождались небывалым подъемом игрушечного производства. Количество выпускаемых кукол и разнообразие их дизайнов росли лавинообразно, чему способствовало появление новых технологий и материалов. Все эти годы Германия состояла в числе лидеров игрушечного рынка, а немецкие куклы пользовались заслуженной любовью коллекционеров и детей во многих странах западного мира. Немецкая кукольная культура сегодняшнего дня наследует богатые традиции, уходящие корнями в глубину веков, а старые производители игрушек бережно и трепетно относятся к своей истории. И, разумеется, говоря о «немецком качестве» вообще, мы думаем и о немецкой кукле - зачастую мирясь с клеймами Made in China, которые для родителей и коллекционеров стали в своем роде неизбежным злом.
С «немками» у нас особые отношения: при всем уважении к куклам СССР, немецкие игрушки того времени обычно превосходили их в оригинальности, разнообразии и качестве. О немецких куклах мечтали, за ними простаивали многие часы в очередях, на них копили, их берегли как зеницу ока. Их дарили и взрослым. А с наступлением 1990-х у российских девочек всех возрастов появился еще один соблазн: оказалось, что существуют не только игровые, но и совершенно невероятные, проработанные до мельчайших деталей и похожие на настоящих детей коллекционные куклы! Одним кукольникам «игрушечные девяностые» запомнились Барби-бумом, а другим – появлением в магазинах потрясающих кукол-детей. Именно тогда в страну пришли куклы Götz (Гётц или, как их часто называют в рунете, Готц) – один из ведущих брендов на современном немецком рынке детских товаров. В 1993 году в Москве даже начал работу магазин «Gotz-Москва», который, по данным газеты Коммерсантъ, стал первым специализированным магазином игрушек, открытым в России иностранной фирмой. У основателя фирмы Франца Гетца (который, отметим, лично присутствовал на церемонии открытия московского магазина) было намерение построить в стране фабрику Gotz. Увы, этим планам не суждено было стать реальностью. Но это не помешало куклам Готц занять особое место в сердцах, витринах и детских комнатах наших соотечественниц: в России на сегодняшний день это, пожалуй, самые собираемые немецкие куклы и одни их наиболее популярных европейских кукол в целом.
Куклы Гетц на обложке специального выпуска журнала Burda Moden, полностью посвященного кукольной моде
Франц Гетц, которого мы уже упоминали, родился в Румынии; его семья перебралась в Германию после Второй мировой войны. Образование он получил педагогическое, но в какой-то момент его карьерные планы радикально поменялись. Вместо того, чтобы стать преподавателем, он открыл семейный кукольный микробизнес в баварском городке Родентале, важном историческом центре игрушечного производства. Днем рождения фирмы Gotz считается 1 мая 1950 года.
Подобный дебют был шагом смелым и даже отчасти безрассудным. В послевоенной Германии сражались за место под солнцем старые кукольные фирмы, конкуренция была жестока, а условия для выживания тяжелы. Сплоченность семьи Гетц, скорее всего, стала одним из решающих факторов, позволивших молодому предприятию удержаться на плаву. Супруга Франца, Марианна Гетц, работала над личиками кукол, придумывала прически, одежду и аксессуары. Франц взял на себя вопросы, связанные с производством и реализацией; поначалу он и вовсе продавал готовые игрушки сам. С организацией бизнеса чете Гетц помогали родители. Но собственных производственных мощностей у молодой амбициозной команды по-прежнему не было, поэтому детали из папье-маше для первых кукол закупались у сторонних немецких контор, которые, надо сказать, неохотно шли на подобные сделки. Прошло семь лет, прежде чем Gotz внедрили на производстве технологию центробежного литья винила (они были одними из первых в стране, кто это реализовал); технология rotational moulding используется и поныне. При этом тело куклы легко может сочетать в себе винил и текстиль – мягкие туловища имеют многие куклы Gotz, как винтажные, так и современные.
Примечательно, что фирма долгое время сохраняла традицию надомного производства. Даже когда у компании появились собственные заводы, некоторые работники по-прежнему выполняли свою часть работы на дому.

По сведениям владельца, эта 38-сантиметровая кукла Гетц родом из шестидесятых

Куклы Саши Моргенталер от Gotz. Слева Marianne, рост 43,5 см, тираж 500 экз, 1995 г, фото njsdolls2. Справа Felix, 12" (ок. 30,7 см), 1999-2000 г, фото sewdujour
В 1964 году произошло событие, занявшее особое место в кукольной истории двадцатого века: Gotz представили тираж кукол «художника со стороны». Считается, что именно Gotz первыми наладили серийный выпуск современных авторских кукол. Мастером, с которым фирма заключила такой контракт, стала швейцарская художница Саша Моргенталер (Sasha Morgenthaler) 1893 года рождения. Она начала свою «кукольную карьеру» в 1920-х и приобрела известность как создательница детских игровых кукол. Симпатичные, тонко стилизованные, детально проработанные, ее Sasha dolls пользовались фантастическим успехом, но не все желающие могли себе их позволить: за счет большого объема ручного труда куклы Саши Моргенталер были очень дорогими. Делались они из гипса (иногда в сочетании с текстилем) и имели парички из натуральных волос. Есть сведения, что отдельные студийные куклы более позднего периода были изготовлены из сомнительного полимерного материала (условного «винила») – он быстро менял цвет, становясь неприятно-зеленоватым. Сотрудничество с Gotz помогло Саше вывести своих кукол на новый виток популярности и новый уровень качества.
Sasha dolls под лейблом Gotz выпускались до 1970 года. Выпуск возобновился пятнадцатью годами позже и был окончательно прекращен в 2001, когда наследники Саши Моргенталер и руководство Gotz не смогли прийти к компромиссу по поводу должной степени сходства репродукций с оригиналами. В наши дни трогательные винтажные «сашенята» по-прежнему наслаждаются заслуженной любовью коллекционеров, особенно на Западе: в России их оценили пока единицы. Важно, что помимо Готц, реплики поставлялись на рынок также англичанами Frido/Trendon Ltd.
Винтажная кукла Готц 80-х, которая умеет ходить и петь. Рост 56,3 см. Фото susanne714 Время шло, росли обороты, рос штат. К середине восьмидесятых в компании было занято полторы сотни человек, и потом эта цифра увеличилась до трех с половиной сотен с учетом сотрудников за пределами Германии. А в 1987 компания открыла дочернее предприятие в США, управлявшее дистрибьюцией Готц по Северной Америке и местным производством. Тут мы приближаемся к мини-сенсации: оказывается, культовые American Girl разработаны для Pleasant Company ни много ни мало дизайнерами Gotz. Более того, можно отыскать на вторичном рынке винтажных кукол с маркировкой Gotz, практически идентичных куклам American Girl! Такой вот парадокс: две «до мозга костей американские» куклы нашего времени в действительности родом из Германии. Вторая – конечно, Барби.
Вообще же Pleasant Company не была единственной фирмой, совершенно легально пользовавшейся наработками Gotz. Владелица ресурса Justmagicdolls.com и автор отличного гида по куклам Gotz Мария Грин перечисляет компании и бренды, для которых знаменитые немцы выпускали кукол: это уже упомянутая нами Pleasant Company, а также Starshine Dolls, Martha Pullen (Dress Me Dolls, Martha's Friends и Lilith), Vision Forum (Beautiful Girlhood Jubilee и Liberty) и Kid Galaxy (Little Sisters, Li'l Punkin). Часть кукол промаркирована «Gotz» на голове. Забегая вперед, скажем также, у Gotz и сегодня особые отношения с американским кукольным рынком. Для США на основе стандартных молдов выпускаются интересные эксклюзивы, зачастую с ограничением по тиражу и даже под ярлыком collectible. Наиболее известными региональными эксклюзивами являются куклы для старейшего игрушечного ритейлера FAO Schwarz и сети товаров для дома Pottery Barn.
Кукла Doris из "собственной" дизайнерской коллекции Марианны Гетц Marianne Gotz' Designer Collection. Такие куклы выпускались в Германии в 1980-х и были подписаны и пронумерованы лично Марианной Гетц. Тираж составлял, как правило,100-200 экземпляров, на современном рынке они весьма редки. Обратите внимание на имя дизайнера, вышитое на фартуке куклы. Фото и примечание susanne714
Производство было налажено не только в США и Германии: в самом начале девяностых фирма Gotz перенесла часть его на фабрику в Венгрии. Вообще компания долгое время сопротивлялась переходу на китайские производственные мощности, в то время как многие другие делали выбор в пользу более недорогих вариантов. Сразу оговоримся, что фирму заставил обратиться в конце концов к Китаю только риск закрытия – в 2004 году компания была на волоске от банкротства и полного прекращения деятельности. Современные Gotz изготавливаются в Китае, что не мешает им сохранять место в списке лучших европейских кукол. Разница между «до-китайскими» и «китайскими» гетцами ощущается главным образом в качестве одежды (еще в коробке она может слинять и испачкать куклу).
…В конце восьмидесятых Gotz вернулась к концепции тиражирования авторских кукол, подписав контракт с двумя немецкими художницами, широко известными и по сей день – Сильвией Наттерер (Sylvia Natterer) и Карен Лосснитцер (Karen Lossnitzer). Это направление деятельно поддерживала дочь Марианны и Франца по имени Анке, в конце восьмидесятых пришедшая в родительское дело (позднее она и ее муж Уве Байер унаследуют семейный бизнес. – прим.DollPlanet.ru). Она сконцентрировала свои усилия на том, чтобы расширять линейку художественных кукол – коллекционных реплик уникальных фарфоровых произведений известных мастеров. В девяностых популяризация таких кукол оказала большое влияние на рынок.
Коллекционные куклы Anne Mitrani для Gotz - Myrtille и Capucine (55 и 61,5 см), 2003 г. В идеальном состоянии могут стоить около 1500$ каждая. Фото charlene_werderman6kvt

Кукла Gotz от Hildegard Gunzel - Leslie (2002)

Кукла Готц от Joke Grobben - Julia, 2005

Mariechen - кукла Hildegard Gunzel. 60 см, тираж 1000 экз., 2010 г

Кукла Dotty от Didy Jacobsen. Рост 66 см, тираж 1000 экз., 2011 г.

Fanny - кукла Sissel Skille. 54 см, тираж 1000 экз., 2010 г.

Темнокожие куклы Philip Heath - брат с сестрой Yoromong и Ami (1992). Фото goodstop908
Laura от Philip Heath (1999). Кукла имеет рост около метра! Фото rigo2108

Кукла Lisenka от Elisabeth Lindner, 70 см, 1999 г.
Кукла Paula от Bettine Klemm, 56 см, тираж 1000 экз., 2010 г.
Gotz давно уже не единственная фирма, успешно тиражирующая авторские дизайны в виниле, однако вряд ли кто-то еще может похвастаться столь же блистательным созвездием европейских художников. А с Gotz сотрудничали Анна Митрани (Anne Mitrani), Диди Якобсен (Didy Jacobsen), Сюзи Аймер (Susi Eimer), Джоке Гроббен (Joke Grobben), Филип Хит (Philip Heath), Тара Хит (Tara Heath), Беттине Клемм (Bettine Klemm), Сиссель Скилле (Sissel Skille), Элизабет Линднер (Elisabeth Lindner)… И, конечно, главная кукольная знаменитость Германии – Хильдегард Гюнцель (Hildegard Gunzel), чьи молды фигурируют не только в коллекционной, но и в игровой линейке Gotz. Релизы лимитированы – либо количеством выпущенных кукол (обычно от 100 до 1000 экземпляров), либо годом выпуска. Как и большинство коллекционных кукол-детей, куклы Готц рослые, тяжелые и обычно имеют ограниченную подвижность. Даже если такую роскошную куклу покупают ребенку, играть с ней не очень удобно. Волосы коллекционных «готцев» делаются из высококачественного канекалона, мохера или натуральных волос, что добавляет куклам реалистичности. Наряды – отдельный предмет восхищения: куклы одеты как настоящие девочки и мальчики, их аутфиты и аксессуары проработаны до мелочей.
Кооперации с популярными брендами – известная «специализация» fashion-кукол, однако Gotz преуспели и на этом поприще. В 1997 году они объявили о своем сотрудничестве с Pampolina, известной немецкой маркой детской одежды. Так появилась замечательная коллекция Pampolina by Gotz, где куклы смогли примерить яркие детские костюмчики в фирменном стиле бренда. Но этим примечательные кооперации в истории Gotz не ограничиваются. Так, например, совместно со Swarovski в 2002 году коллекционерам была представлена блистательная юная дама Estella, 70-сантиметровая кукла в пурпурном вечернем платье и с комплектом стразовых украшений, которые выглядели совсем как человеческие. А в 2005 (по некоторым данным – на пару лет раньше. – прим.DollPlanet.ru) в свет впервые вышла коллекция Steiff by Gotz: два гиганта немецкой игрушечной индустрии объединили свои силы, чтобы удивить и восхитить своих поклонников всех возрастов. Nadja, Nore, Giselle, Samira, Leatrice, Katharina, Chantal… Эти большие виниловые куклы, ростом от 19,5 до 23 дюймов, имели «игровую» конструкцию и были равно уместны и в детской, и в витрине. Все куклы маркировались маленькими позолоченными сережками-«пуговками» с клеймом Steiff, а их костюмы украшались аппликациями с портретами плюшевых медвежат и желтыми ярлычками Штайфф. Сейчас куклы этой коллекции представляют собой раритет и предмет вожделения опытных охотников за кукольными сокровищами, а их цена может стать неприятным сюрпризом. Кроме Steiff by Gotz, было выпущено несколько коллекционных кукол с аксессуарами – мини-мишками Штайфф.

Куклы из коллекции Steiff by Gotz: промо-фото с сайта www.cuckooclocksale.com
Estella (Gotz/Swarovski), 70,5 см, тираж 150 экземпляров, 2002 год. Фото с heirloomsewingforchildren.com

В 2001 были выпущены даже куклы по лицензии Harry Potter! Рост около 50 см. www.vectis.co.uk
В 2004 году дебютировала Sarah, которую можно считать главной игровой куклой Gotz на современном рынке. Эта 50-сантиметровая виниловая модница покорила всех своей разносторонней натурой, реализмом нарядов и прелестью черт – над молдом поработала сама Хильдегард Гюнцель. В 2010 Сара была переименована в Ханну (Hannah). Сейчас эта линейка многонациональна, и в ней фигурирует не только светлокожая европейка Ханна, но и азиатка, и темнокожая девочка. Существует линейка Baby Hannah - Ханна в младенчестве.
Разумеется, Сара не единственная звезда игрового сегмента продукции Gotz. В магазинах России встречаются пупсы Аквини (Aquini), младенцы Куки (Cookie) и мягкие малыши Маффин (Muffin) – классические детские игрушки высокого качества, милые и трогательные, о которых хочется заботиться. Шарнирные Happy Kidz и Classic Kidz пока распространены не так широко, но их улучшенная подвижность (гнутся локти и коленки) однозначно прибавит им очков: многие взрослые и дети это очень ценят. А любителям ностальгической эстетики имеет смысл обратить внимание на девочек из линейки Just Like Me ("Совсем Как Я"), которые напоминают «усовремененных» винтажных немок из ГДР. Gotz особенно гордится волосами игровых кукол – ведь для огромного числа девочек едва ли не половина удовольствия от игры заключается в бесконечном причесывании, плетении косичек, завивке локонов… Волосы расчесываются легко, почти не путаются, приятны на ощупь. В пресс-релизах Gotz можно найти информацию о том, что особое синтетическое волокно для прошивки «гётцев» ввозится в Китай из Германии. Нарекания по качеству кукольных волос (плохая прошивка, выпадение) встречаются нечасто и, по-видимому, проблемы вызваны локальным заводским браком.
Кукла Ханна-наездница - Hannah Loves Horseback Riding
Темнокожая Ханна и Ханна-азиатка Hannah at the Ballet

Кукла Just Like Me Mia, 27 см
Mini Muffin, ок.20,5 см. 2011
Шарнирная Classic Kidz Vroni, 50 см
Конечно, нельзя не упомянуть о регалиях Gotz. В 1992 году фирму наградили престижной немецкой премией Spiel Gut – по мнению специалистов, продукция Gotz качественная, здоровая, развивающая, обладающая высокой «игровой ценностью». За этой наградой последовали другие, иногда по несколько в год: Oppenheim Platinum Award, Dr. Toy’s 100 Best Children’s Products, NAPPA Honors award и головокружительное число DOTY.
В 2010 году компания отпраздновала свое шестидесятилетие. Даже сейчас, когда испанские куклы-дети составляют мощнейшую ценовую, ассортиментную и качественную конкуренцию традиционным немецким брендам, без кукольной классики в лице Gotz невозможно представить ни западный, ни российский кукольный рынок.
Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru
Официальный сайт Готц www.goetz-puppen.de