Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru, 19 мая 2011
Несколько лет назад в блогосфере Рунета стали спонтанно появляться посты с фотографиями инфернально-ироничных
кукольных старушек. И с подписью: "Куклы Жюльена Мартинеса". Старушек цитировали едва ли не так же часто, как
подборки BJD Paranoia Doll или фарфоровых кукол Марины Бычковой. Поэтому у нас имя этого эксцентричного
французского мастера стало ассоциироваться с авторскими куклами - хотя на самом деле диапазон его творческих
экспериментов гораздо шире.

Жюльен Мартинес (Julien Martinez) пришел в кукольное искусство благодаря марионеткам. Плененный фильмами Джима Хенсона, еще в
юности он решил, что станет профессиональным кукольником. Учился методом проб и ошибок: больше десяти лет занимался исключительно марионетками, неустанно исследуя, экспериментируя и совершенствуясь. Жюльен вообще любил
ручную работу и не мог дождаться, когда наконец закончится школа и можно будет заняться любимым делом полноценно. И в Национальной Школе Искусств в Бордо, куда его приняли в 1990 году,
Жюльен наконец почувствовал себя абсолютно счастливым.
Марионетки оставались главным интересом его жизни, пока художнику не открылся новый удивительный мир. Юношей он
начал коллекционировать промышленных кукол - винтажных Барби и ее аналоги из 60-х; а попав на выставку
художественных кукол, Жюльен понял, что должен обязательно попробовать свои силы в этом направлении современного
искусства. Как говорится, остальное - история.
Авторские куклы Жюльена Мартинеса
Странные (и страшные) куклы - актуальный современный тренд. Куклам исторически предписывалось быть красивыми или по
меньшей мере умилительными: если вспомнить, что западные авторские куклы "произошли" от промышленных кукол (а
значит, детских, и соответственно, красивых и безопасных), причины этого явления становятся очевидными. И по сей
день у красивой, но банальной авторской куклы больше шансов найти себе любящий дом, чем у нарочито-страшной, но
самобытной работы.
Жюльену Мартинесу удается делать страшных кукол, которые пленяют и восхищают многих коллекционеров. От высказываний неколлекционеров "кукла должна быть красивой!" и "я бы такую куклу ребенку не
дала" мы не будем избавлены никогда - или по крайней мере до тех пор, пока кукольное коллекционирование не станет
таким же популярным, как фотография или кино, а право взрослых на свои собственные игрушки не будет признано даже
самыми стойкими сторонниками позиции "кукла - это для детей".
Alice Tea Party
Но вернемся к работам Жюльена: в отличие
от ряда мастеров, предпочитающих кровавый гиперреализм, он прячет девиации, смерть и тлен под хэллоуинской маской фантазийно-викторианской эстетики, что роднит его творчество с фантасмагориями Тима Бартона. Романтические нотки (а иногда и юмор создателя) помогают воспринимать эти работы как арт-объект, а не посягательство на тайны бытия.

Ida et Elizabetha. 57 см
Любопытно, что Жюльен попробовал
себя и в создании авторских игрушек - мишек и их друзей. Нарочито асимметричные текстильные звери со штопкой и
тонировкой получаются хитрыми, забавными и вполне инфернальными.
Кастомы и другие жанры
Фабричные куклы не были забыты даже тогда, когда Жюльен активно работал над своими уникальными созданиями. Он
продолжал собирать тиражных кукол, к которым в ранних 2000-х присоединились BJD и Blythe. На головастиков его
"подсадила" сестра Аурелия, страстный коллекционер Блайз; меняющиеся глаза, гротескные формы и уникальная
стилистическая пластичность Блайз покорили сердце художника. Блайз подталкивает к активной игре и креативу даже
тех, кто в мирное время к этому не склонен; можно представить, какое воздействие эта кукла оказала на
профессионального художника! И Жюльен занялся кастомами, сообщая "головастикам" уникальные образы.

OOAK Blythe: Miss Polichinelle
OOAK Blythe Lavigna Vampirica
Помимо Блайз,
в его мастерской оказались BJD, Dal, Toffee, реплики антикварных кукол и даже...реборны! Можете ли вы вспомнить
хоть одного мастера, который с равным успехом создавал бы ООАКи на основе fashion-кукол, BJD и заготовок для
создания гиперреалистичных кукол-младенцев? А Жюльен пошел дальше - он делал даже кукольные домики стандарта
1:12, декорированные и обставленные в готическом духе. (Кстати, любопытно, что Жюльен работает с таким
разнообразием коллекционных кукол и при этом не отрицает, что количество кукол на взрослом рынке не всегда
переходит в качество. Которому следовало бы уделять больше внимания на стадии производства)

Drusilla. ООАК на основе куклы-репликанта по молду 19 века

Manoir de Samaris. Миниатюра в масштабе 1:12 - одна из комнат особняка
Глядя на кастомы Жюльена Мартинеса, трудно сказать, от какого этапа работы над ними он получает наибольшее
удовольствие. Он с наслаждением "играет в парикмахера", сооружая на головах кукол шапки непокорных кудрей
фантастических расцветок и заплетая смешные торчащие косички. Он проявляет безупречный вкус кукольного кутюрье, а
его псевдо-викторианские аутфиты изобилуют крошечными деталями (какие кулончики, брошечки, флакончики, шнуровки,
каскады кружев и бантов!). Он кропотливо прорабатывает мейк и тонирует даже глазные яблоки кукол, а его
"фирменные" круглые кукольные ротики с крошечными зубками и радиально расходящимися кракелюрами восхищают
зрителей до дрожи. Он сообщает композициям сюжеты, а куклам характеры - но не настолько доминантные, чтобы
ограничивать воображение будущего владельца куклы.

Narkotika. Кастом BJD

Betty Poison. ООАК на основе куклы Dal от JUN Planning / Groove Inc
О композициях стоит сказать отдельно. Этот мастер талантливо выстраивает вокруг куклы трогательно-пугающий
микромир: главная героиня помещена в шкафчик, ящик или гробик, а рядом с ней - множество маленьких аксессуаров
или ее собственных кукол. Аксессуары могут украшать и подставку куклы. Надо отметить, что кастомы Жюльена
Мартинеса не предназначены для активного общения: они представляют собой завершенные художественные произведения,
их нельзя переодевать и перепричесывать, но это с лихвой компенсируется сложностью и детализацией работ. Впрочем,
вряд ли владелец решился бы нарушать авторский замысел, что-то меняя в этих куклах.
Жюльен Мартинес обычно продает своих кукол на кукольных шоу во Франции и на Ebay. Стартовые аукционные цены
начинаются с 800-1000$. Если вы готовы отдать кругленькую сумму за уникальную работу, которая всецело того стоит
- внимательно следите за аккаунтом Жюльена.
Официальный сайт Жюльена Мартинеса
Блог художника
Аккаунт на eBay
Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru, 19 мая 2011