Имя Рины Буше начало приобретать широкую известность в среде теддистов и коллекционеров после весенней выставки-ярмарки Moscow Fair, где художница выставлялась на "ежином" стенде Галереи Вахтановъ, и Времени Кукол №3, в ходе которого Рина представила собственный стенд с узнаваемыми, округлыми, добрыми и непременно подвижными валяными животными: кошечками, мишками, ежиками, собачками. DollPlanet.ru расспросил Рину об истории ее работы над войлоком (кстати, Рина достигает интересных эффектов, комбинируя войлок с вязанием и традиционными техниками создания Тедди), о подвижности и шарнирности, об отношении к фабричным куклам и о многом другом...Екатерина Зиборова: Рина, расскажите, пожалуйста, как давно Вы занимаетесь фильцеванием?
Рина Буше: Ровно год! Год назад я впервые купила шерсть для валяния, а до этого я даже не подозревала о существовании такого занятия.
Е.З. Как Вы пришли к Вашему стилю - такому мягкому, округлому, к таким большим глазкам у животных?
Р.Б. Во-первых, у меня есть кот-экзот, которого я обожаю. Он меня постоянно вдохновляет. А в принципе все началось с того, что мне хотелось маленькую собачку, а поскольку у меня нет возможности завести такую дома, то я проводила много времени в Интернете, разглядывая собачьи фотографии. Так я наткнулась на фотографию войлочной игрушки... Решающим стал момент, когда я купила шерсть и уже записалась на курсы, а они не состоялись. Я просто не могла больше ждать момента, когда меня кто-то научит валять! Постепенно что-то начало получаться, а я тем временем в галереях и магазинах присматривалась к фактурам аналогичных игрушек, экспериментировала. Я перепортила столько шерсти! Но теперь у меня есть свой способ неутомительно свалять большую форму, чтобы сэкономить время и уделить больше внимания работе над характером.
Е.З. То есть у Вас есть свои ноу-хау?
Р.Б. Можно сказать и так; я просто не знаю, как делают другие!
Е.З. А еще я вижу, что все игрушки у Вас подвижные...
Р.Б. Да, абсолютно все. Я не люблю статику. Я не ищу легких путей и даже могу делать полностью бесшовные игрушки, у которых будет двигаться всё. Например, у этого мопса подвижно всё, кроме хвоста. Мопс в настоящих складочках, но он свалян плотно - не растреплется. Еще я люблю комбинировать материалы, вязать игрушки.
Е.З. Как Вы относитесь к мишкам? На Вашем стенде только кошечки и собачки...
Р.Б. Мишек уже купили, всех. Честно говоря, я поражена: я так люблю кошек, а их не покупают! В первый день, правда, купили котика высотой 6 см, и еще двух собачек. А остальные, как видите, сидят... Я не знаю, почему так происходит!
Е.З. Вот и мне ужасно обидно за кошек - я сама кошатник и коллекционер.
Р.Б. Я обожаю кошек. Так как они бывают и гладкие, и пушистые, то я их и валяю и вяжу. Иногда хочется поиграть фактурой.
Е.З. Это Ваша первая выставка?
Р.Б. По сути да, до этого я участвовала только вместе с галереей Вахтановъ. Первые мои работы продались на "Блошином Рынке", выставке, которая прошла в сентябре 2008 года.
Е.З. А на Время Кукол №4 зимой приедете в Петербург?
Р.Б. Едва ли, потому что я участвую в Hello Teddy, а это последние числа ноября, и к ней надо приготовить очень много работ. Вряд ли останутся силы на то, чтобы в декабре поехать в Питер.
Е.З. Жаль! У Вас очень новаторские работы. Сейчас валяние в моде, и довольно быстро начинаешь привыкать к тем формам, которые господствуют сейчас в искусстве фильц. Мне кажется, или в Ваших работах есть что-то японское? Они же очень любят такие округлые формы и милых животных...
Р.Б. Мой собственный кот очень округлый! Я люблю экзотов-персов, таких кругленьких, добрых, которых можно прижать к себе. Я не поклонник сфинксов, голых кошечек.
Е.З. А собаки, соответственно, маленькие?
Р.Б. Да, собачки маленькие и курносые. Хотя я однажды делала игрушку на заказ, это был Джек Рассел-терьер. Я приступала к работе с неохотой, потому что характер таких собак мне не близок, но когда я стала изучать породу и работать над ним, то в процессе его полюбила. Это была большая игрушка, 35 сантиметров, с крутящейся головой... Он был буквально живой.
Е.З. А кого еще делаете, кроме собачек, кошечек и мишек?
Р.Б. Ёжиков! Они продавались на Moscow Fair в Галерее Вахтановъ. Кстати, хочу сказать, что я пыталась сделать валяных подвижных человечков, но они не нашли понимания у аудитории. У меня был эксперимент — в работе над ними я применила глазки для зверюшек. Я очень любила этих человечков, когда делала их, но в конечном счете мне кажется, что фактура войлока не характерна для человека и валяные человечки очень «на любителя».
Е.З. Мы занимались исследованиями ряда аспектов кукольной культуры в России и пришли к выводу, что текстильную куклу у нас пока не понимают. Так как фельт - по сути разновидность текстиля, я допускаю, что время таких валяных человечков просто еще не пришло. Думаю, пройдет несколько лет и у нас такой текстиль полюбят и поймут. Например, художница из США Мэгги Иаконо (Maggie Iacono) делает безумно красивых фетровых подвижных кукол короткими лимитами, а у нас на них даже никто не обращает внимания. В журналах HauteDoll и Dolls я их вижу практически постоянно.
Р.Б. Вообще я могу открыть Вам секрет: я очень люблю кукол. Я испытываю к куклам душевный трепет с детства. Но когда я училась на кукольных курсах, то не получила того, чего хотела: я не люблю статику, и мне нравятся в первую очередь подвижные куклы, без подставки, и не выше 12 сантиметров. Настолько люблю миниатюру, что при ее виде теряю силу воли.
Е.З. Я Вам тоже по секрету скажу, что Вы уже не первый художник, с которым я говорю на Времени Кукол №3 и который отрицает статику. А с миниатюрой лично у меня та же ситуация.
Р.Б. ...Например, на Moscow Fair я, будучи практически "не в теме" с куклами, подошла к одному из стендов и в стеклянном шкафу увидела маленькую куколку. Я ходила к этому стенду все время, сфотографировала ее со всех сторон, и потом узнала, что куколка называется PukiPuki.
Е.З. Да, это мини-BJD. У них был стенд рядом с Аукционным Кукольным Домом.
Р.Б. Я была просто потрясена. Потом я нашла PukiPuki в Интернете, нашла всю их классификацию, сделала себе обои на рабочий стол... Я сделала вывод, что мой размер - не больше 12 сантиметров. Если бы я не занималась фельтом, я бы совершенно точно занималась шарнирами. Даже такими куклами, которые, возможно, не смогут стоять, но которыми можно будет играть. Текстильное тело с бисером внутри... Возвращаясь к шарнирам, на этой выставке я отметила для себя кукол проекта BJDTales, это фантастическая ювелирная работа. Если бы я делала кукол, я бы стремилась к такому качеству и к долговечности, чтобы куклой можно было бы играть; как Вы видите, я очень ценю качество. Но все-таки моё - это войлок. Я его прочувствовала, и мои руки сами его сделали.
Е.З. А как Вы относитесь к промышленной дизайнерской кукле?
Р.Б. Замечательно, и я скажу почему. Иногда неважно, какой формы лапы или руки, важна сама работа над образом. Лично я бы создала пару шаблонов конечностей, делала бы разные лица ограниченными тиражами и сконцентрировалась бы на работе над образом. Заготовка ведь очень мало похожа на конечный результат.
С Риной Буше беседовала Екатерина Зиборова, www.dollplanet.ru
Официальный сайт Рины Буше
Рина Буше в проекте ДНЕВНИК ВК