За предоставленную информацию портал www.dollplanet.ru благодарит Интернет-центр детских товаров и услуг www.paremo.ru. 25 апреля 2013
Какой он, кукольный театр? И как вовлечь малыша в игру?
Пролог…
Маленького человека, только что появившегося на свет, встречает огромный и незнакомый мир. Малыш пока ещё не знает, каков этот мир: недоброжелательный или приветливый, скучный или весёлый, блёклый или красочный, скупой или щедрый. Огромную роль в том, каким всё-таки окажется мир вокруг малыша, сыграют родители и близкие люди. Именно от их тепла, любви, заботы, а главное мировоззрения во многом зависит то, как ребёнок будет относиться к жизни в будущем. Родителям предстоит пройти с крохой путь его личностного развития и становления, познакомить его с окружающим миром и сделать вместе множество открытий! Одним из способов знакомства малыша с миром, расширения его кругозора, развития творческих способностей, памяти, воображения и навыков коммуникации является кукольный театр. Каким интересным может быть домашний кукольный театр и как вовлечь Ваше чадо в эту интереснейшую игру, мы и поговорим…
Куклы, такие «живые» и разные!
Главными героями любого кукольного спектакля являются, конечно же, куклы. Которые делятся на два типа: верховые и низовые.
Верховые куклы, как Вы, наверное, уже догадались, это куклы, которые одеваются на руку – перчаточные или пальчиковые. Тело такой куклы изготавливается из ткани, а вот голова может быть из самых различных материалов (ткани, бумаги, дерева, пластика). Пальчиковые куколки обычно имеют односложный состав, т.е. обе части игрушки состоят из одного материала (чаще всего из ткани или из дерева).

Достоинств у верховых кукол огромное количество:
1. Такую куклу очень легко «оживить», стоит всего-навсего одеть её на руку, и можно начинать представление.
2. Такую куклу можно приобрести практически в любом магазине игрушек или смастерить самостоятельно из подручных материалов.
3. Представления с куклами-перчатками можно показывать даже новорожденному крохе.
4. Такие куклы прекрасно развивают мелкую моторику малыша.
5. Такие куклы всегда яркие, милые и обязательно понравятся Вашему чаду.
Низовые куклы – это куклы, которые управляются кукловодом, и которых зрители видят в полный рост. Это может быть классическая марионетка, части тела которой крепятся к нитям, а нити, в свою очередь, крепятся к элементу управления (чаще всего это две перекрестные деревянные палочки), с помощью которого кукла и приводится в действие кукловодом.
Особенности низовых кукол, на которые стоит обратить внимание родителям:
1. Эти куклы намного сложнее в управлении, поэтому малыш вряд ли сможет участвовать в представлениях наравне с Вами раньше, чем ему исполнится 3-5 лет.
2. Такую куклу трудно сделать самостоятельно, проще приобрести готовый экземпляр или набор заготовок, которые останется просто скрепить между собой или раскрасить.
3.Таким куклам, в отличие от верховых, требуются декорации или пастельная однотонная одежда кукловода, чтобы последний меньше отвлекал на себя внимание зрителей.
Внимание деталям!
Чтобы Ваш спектакль удался, был интересен малышу, и превратился в настоящую обучающую игру, не забудьте обратить внимание на ряд моментов:
Сценарий:
Какое же представление может быть без сценария?! Заранее решите, какому произведению выпадет честь стать основой инсценировки. Для самых маленьких прекрасно подойдут безоговорочные бестселлеры типа «Репка» или «Курочка Ряба», ведь малыш очень хорошо знает эти сказки или ему пора с ними познакомиться. Для деток постарше можно выбрать более сложные произведения, обратиться к сюжетно-ролевой сказке или предложить малышу сочинить собственную историю.
Главное, создавая сценарий, учитывайте, что представление не должно быть продолжительнее 10-15 минут для детей до 3-х лет, и 30 минут – для дошкольников.
Герои представления:
После того как готов сценарий, необходимо подготовить кукольных актёров.
Для самых маленьких театралов существуют целые готовые игровые наборы, в которых собраны все герои любимых детских сказок. Например, наборы фирм GOKI и Мир Деревянной Игрушки.
Для деток постарше будет интересен и сам процесс создания куклы. Если Вы создаёте кукол своими руками, то обязательно вовлекайте малыша в этот процесс. В соответствии с возрастом доверьте малышу нарисовать глазки и носик; раскрасить куклу; вырезать выкройку; придумать кукольный наряд; сделать свою собственную куклу от начала и до конца.
Сцена:
Для самых маленьких сценой может служить практически что угодно: бортики его детской кроватки; спинка дивана; дверь в детскую комнату; стульчик для кормления и т.д. Главное, чтобы было основание, из-за или из-под которого сможет появиться герой сказки.
Для пальчикового театра «сценой» может стать даже однотонная перчатка на руке или специальная мини-ширма.
Ну а для настоящего домашнего кукольного спектакля наилучшим образом подойдёт обычная классическая ширма. Ширма станет идеальной сценой как для верховых, так и для низовых кукол. Мы рекомендуем приобретать или делать самостоятельно этот элемент в однотонном или пастельном исполнении, тогда Вы с легкостью сможете декорировать сцену под тематику любого спектакля.
Также можно приобрести уже готовые театральные ширмы или стойки. Это продуманные игровые элементы, чаще всего невысокие, т.к. очень скоро Ваш малыш будет с радостью принимать участие в постановках, а затем и сам готовить спектакли для родных и гостей, и сцена должна быть ему впору.
Музыкальное сопровождение:
Здесь существует огромное множество вариантов! Выбирайте приемлемый именно для Вашей семьи:
1. Папа играет на гитаре, а старшая сестра на скрипке? Решение на поверхности – попросите родных сыграть что-то, соответствующее тематике спектакля, или озвучить начало и завершение представления.
2. Также можно просто взять готовую мелодию, которая будет подходить по смыслу, и станет лёгким фоном ненавязчиво звучать в течение всего представления.
3. Или Вы можете использовать готовую аудио сказку. Достаточно просто включить любимый диск, а куклы и кукловоды просто подхватят звуковое сопровождение действиями и эмоциями.
4. Самый сложный, но и самый интересный вариант – это сделать коллаж звуковых эффектов. Здесь очень важно просчитать временные отрезки согласно сценарному плану и найти подходящие звуковые эффекты и музыку.
Антураж:
Прекрасно, если у Вас помимо самого представления ещё найдется время, чтобы создать атмосферу настоящего театра. Нарисуйте вместе с малышом афишу спектакля. Или подготовьте приглашения для родственников и друзей крохи. Продумайте, где будет «зрительный зал» и как он будет оборудован. И не забудьте, что спектакль начинается после «третьего звонка».
Репетиции:
Если Ваша постановка планируется с участием юных актёров-кукловодов, то стоит всё-таки провести несколько репетиций, особенно если спектакль уникальный (по Вашему индивидуальному сценарию) или содержит аудио и световые эффекты. Все участники действа должны чётко знать свои роли и последовательность выступления.
Не делайте акцента на зубрёжке текста (ведь папа может поработать, например, суфлёром во время представления), делайте акцент на логику и эмоции. Дошколята вполне имеют право немножечко забыть текст, главное, объясните малышу, как он может «выкрутиться» в подобной ситуации, чтобы зрители ничего не заметили, ведь даже великие актёры иногда забывают слова.
Не планируйте репетиции на время еды, сна, прогулки и т.д., малышу должно быть весело, интересно и комфортно.
Эпилог…
Привлекая малыша к игре или знакомя с понятием «театр», помните о самых главных правилах:
1.Любое взаимодействие должно быть в формате игры.
Поддерживайте интерес, постоянно меняя виды деятельности (утром придумываем сценарий, а вечером – делаем куклу). Не превращайте создание спектакля в рутинную ежедневную обязанность.
2. Все действия должны быть в радость и на позитивной волне.
Никогда не заставляйте делать ребёнка то, к чему он еще не готов или чего в данный момент не хочет. Если он почему-то испугался куклы, поговорите с ней сами и покажите, насколько она доброжелательна. Если во время репетиции у крохи испортилось настроение, не требуйте повторять текст, а просто объявите «антракт» (заодно и малышу расскажите, что это значит).
3. Никакого насилия.
Если малыш стеснительный, не стоит заставлять его быть ведущим спектакля или рассказчиком. Пусть его роль будет сначала «за кадром» (ширмой), «второго плана». Обязательно похвалите его после выступления за старание и выдержку. А в следующий раз чуть усложните роль.
Если Вы видите, что ребёнку тяжело дается, например, текст, не стоит заставлять его повторять слова десятки раз. Подумайте, возможно, Вы взяли слишком трудное для малыша произведение, и в 4 года Шекспира выучить действительно сложновато?! Варьируйте ситуацию «по ходу пьесы».
4. Вовлекайте в участие всю семью.
Помните, как говорил Кот Матроскин: «Совместный труд объединяет…»?
Особенно, если Вы готовите показательное представление для детсадовских друзей малыша в честь его первого юбилея (5 лет :)), то участие в этом процессе и мамы, и папы, и бабушки, и дедушки, и старшего брата безоговорочно поспособствует весёлой атмосфере, рождению множества идей и ещё большему сплочению семьи.
Всё описанное выше поможет малышу прочувствовать себя частью, и очень важной частью, масштабной увлекательной игры, а Вам создать по-настоящему театральную атмосферу и получить кучу положительных эмоций от совместного творчества.
Часть 2: Кукольный театр как важный элемент развития ребенка
Часть 3: Кукольный театр как элемент воспитания
Портал www.dollplanet.ru благодарит Интернет-центр детских товаров и услуг www.paremo.ru за предоставленную информацию