За предоставленную информацию портал www.dollplanet.ru благодарит Интернет-центр детских товаров и услуг www.paremo.ru. 29 мая 2013
Кукольный театр как важный элемент развития ребенка
Пролог…
Уже до рождения малыша современные родители все чаще принимают для себя решение в пользу раннего развития ребенка. Можно долго спорить насчет влияния раннего развития на личность ребенка в целом и об эффективности каждой конкретной методики развития в частности... Но в чём однозначно сходятся и противники и сторонники самых разных подходов к вопросам воспитания и обучения, так это в том, что развивать кроху нужно! И важнейшим элементом развития ребенка дошкольного возраста является игра! И мы с этими тезисами тоже абсолютно согласны.
Современные мамы и папы, несомненно, дадут фору любому эксперту в вопросах индивидуального развития своих сына и дочки, поэтому говорить о базовых принципах раннего развития мы не станем. Мы просто хотим обратить внимание родителей на простой и невероятно эффективный метод развития, о котором они почему-то частенько забывают, увлекаясь гонкой за новомодными решениями и методиками... Далее речь пойдет о так искренне любимом всеми детками кукольном театре...
Учить нельзя играть...
Если Вы читали первую часть нашей «кукольно-театральной» серии статей, то, несомненно, с легкостью поставите нужную запятую. ;) Конечно же: «УЧИТЬ НЕЛЬЗЯ, ИГРАТЬ»!
Итак, вы решили развивать Вашего малыша... С чего начать? Конечно же, с игры! И до самой школы мы рекомендуем НЕ учить, НЕ обучать, НЕ настоятельно объяснять, НЕ заучивать, а именно ИГРАТЬ. Конечно же, на самом деле Вы будете именно обучать, развивать навыки и таланты, знакомить с разными областями знаний, но преподнесение любой информации должно быть в игровой форме. Только при таком подходе Ваше чадо будет радостно бежать на «урок», с энтузиазмом выполнять задания и легко усваивать материал.
Именно поэтому простая кукла-перчатка может стать для Вас прекрасным помощником в вопросе развития крохи. Ведь перчаточная кукла, пальчиковая куколка, марионетка – это, прежде всего, игрушки, а постановка кукольного спектакля - увлекательная игра.

Какие навыки и способности может развить игра в кукольный театр?
1. Мелкую и крупную моторику
Мелкая моторика развивается, когда малыш примеряет кукол на пальчики или ручки, когда просто изучает куклу, ощупывая каждую деталь ее «внешности», когда учится управлять куклой во время спектакля, когда мастерит вместе с мамой куклу для представления.
Крупная моторика развивается, когда малыш полностью задействован в постановке, и его задача - не просто привести куклу в движение, а уже быть полноценный участником кукольного представления (перемещаться «на сцене» и вне ее, при этом управляя куклой, выполнять определенные действия под музыкальное сопровождение, двигаться синхронно с другими участниками спектакля и т.д.). Все это помогает ребенку более четко координировать свои движения, гармонично управлять своим телом.
2. Память
Знакомство с героями, заучивание отдельных слов и целых ролей, бесспорно, способствуют развитию памяти малыша. Он учится не только запоминать, но и выстраивать логические и речевые последовательности, т.к. кукольный спектакль – это четко определенная цепочка слов и действий.
3. Образное мышление
Ребенку, участвующему в представлении кукольного театра, важно видеть общую картину действия. Именно поэтому в первой части мы говорили о важности репетиций. Ведь малышу трудно сразу запомнить ход пьесы. Но постепенно, если мама инсценирует одну сказку несколько раз, или вся семья репетирует большое кукольное представление, ребенок не только запоминает текст или свое место в спектакле, но, главное, он способен мысленно проследить ход действия, последовательность появления герое, вообразить звуковые и световые эффекты, представить, что произойдет, если кто-то из участников спектакля совершит ошибку, или как радостно будут аплодировать зрители в конце спектакля.
При таком подходе развивается не только образное мышление, но и логика и понятийный аппарат крохи.
4. Чувства уважения и такта, навыки общения
Когда малыш действует в связке с другими людьми, ему приходится как бы встраиваться в общепринятые социальные рамки. Быть тактичным, уважительным, сдерживать бурю эмоций. И здесь важно, чтобы родители помогали и направляли малыша, ведь ему не всегда легко понять, почему требуется дождаться своей очереди, почему его старшему брату досталась роль принца, а ему мальчика-с-пальчика, почему нельзя забрать куклу у младшей сестры или издать «победный клич» во время лирического вступления перед сказкой и т.д. Именно такие, казалось бы, мелкие бытовые конфликты могут стать важнейшими для ребенка уроками в сложной науке общения с окружающими его людьми.
5. Творческие способности
Творчеством пронизан весь процесс создания кукольного представления. От идеи создания куклы до игры в «отчетном» спектакле, от сценарного плана до готовых декораций. Дети с настоящей радостью принимают участие во всех видах игровой активности. Дайте малышу возможность выплеснуть наружу свои идеи и фантазии, даже если Вы абсолютно уверены, что мышка-норушка не может быть зеленого цвета, не заставляйте кроху перекрасить куклу. Возможно, именно ваш ребенок станет будущим Казимиром Малевичем и «взорвет» стандартный подход к видению мира своим «Черным квадратом».
Эпилог…
Развивать малыша – это не только учить его чему-то новому. Это понятие включает в себя гармонию физического, умственного и эмоционального роста ребенка.
Домашний кукольный театр затрагивает все аспекты развития, и в первую очередь его эмоциональную составляющую. Этот компонент особенно важен, т.к. остается невостребованным среди большинства современных методик раннего развития, направленных все-таки на развитие конкретных навыков и получение классических академических знаний. Приобщение к миру театра и совместная с родными активность развивает в ребенке не только творческие способности, но и дарит чувство уверенности, спокойствия и внутреннего душевного комфорта.
Продолжение. Часть 3: кукольный театр как элемент воспитания
Портал www.dollplanet.ru благодарит Интернет-центр детских товаров и услуг www.paremo.ru за предоставленную информацию