За предоставленную информацию портал www.dollplanet.ru благодарит Интернет-центр детских товаров и услуг www.paremo.ru. 30 июня 2013
Предыдущие главы:
Часть 1. Какой он, кукольный театр? И как вовлечь малыша в игру?
Часть 2. Кукольный театр как важный элемент развития ребенка
Кукольный театр, как элемент воспитания
Пролог…
С одной стороны Ваш малыш ещё совсем кроха, но в то же время он уже давно не «чудный несмышлёныш»… Он многому научился… Теперь кроха не просто взирает на окружающий мир с высоты детского стульчика, он научился ходить и активно включается во «взрослую» жизнь. Ваш малыш прошёл базовые стадии речевого развития, и уже способен выражать свои желания не только односложными «дай» или «хочу», он готов вступать в диалоги и дискуссии. Но главное, малыш (не без помощи и поддержки любящих мам и пап, конечно же) преодолел первые ступени на пути становления своей личности. Теперь родителям важно направить свои силы не только на знакомство малыша с окружающим миром и развивающие игры, но и на все грани воспитательного процесса. Именно от папы и мамы ребёнок узнает, что такое «хорошо», а что такое «плохо»; как вести себя в обществе; как контролировать свои эмоции, быть добрым, щедрым, тактичным и внимательным; как принимать решения в разных жизненных ситуациях и т.д. И во всём этом незаменимым помощником для родителей может стать кукольный театр. О его безграничных возможностях в процессе воспитания и пойдет речь далее…
Добро пожаловать в сказку!
Основой кукольного представления могут стать самые разнообразные сценарии. Но самым понятным и завораживающим для любого ребенка является сказка. Держа в руках красивую яркую книгу, читая волшебную историю на ночь своему крохе, родители часто даже не догадываются о той огромной силе, которая сокрыта на красочных страницах. А меж тем, сказка - это инструмент, которым стоит воспользоваться родителям, ведь за магической аурой сказочной истории скрывается важный для малыша урок. Любая сказка - это не только возможность погрузиться в мир неординарных персонажей, захватывающих приключений, смелости и доброты. Это еще и невероятно эффективный элемент воспитательного процесса.
А если сказка не просто рассказывается мамой, а еще и инсценируется, если персонажи любимой истории "оживают" в виде вполне понятных, осязаемых и забавных кукольных героев, то ребенку гораздо легче понять суть и воспринять главную идею сказки.
Начинайте с самого простого! Выберите любимую Вами или Вашим малышом сказку («Три поросенка», «По щучьему велению», «Колобок» и т.п.) и приобретите готовый набор персонажей для этой сказки, например, от производителя Yick Wah. Покупка готового набора, во-первых, упростит процесс подготовки представления, во-вторых, сэкономит Ваше время, а в-третьих, станет толчком для будущего усложнения кукольного спектакля.
Игровые наборы для кукольных спектаклей: «Золушка», «Царевна-Лягушка», «Красная шапочка»
Мы рекомендуем после любого представления обсудить с малышом сказку, пусть он порассуждает, например, почему Золушка – положительный персонаж, а Мачеха – отрицательный; каким главным, но не самым положительным, качеством отличался Емеля из сказки «По щучьему велению»; почему Колобка все-таки съела Лиса, а Вы в свою очередь объясните, что такое лесть и самоуверенность, и т.д. Тем для бесед можно придумать очень много.
Частая ошибка родителей в том, что они просят просто пересказать сказку. Для самых маленьких – это вполне допустимо, т.к. Вы помогаете малышу развивать память и речевой аппарат. Но для детей постарше гораздо важнее обсудить ситуацию, героев и их поступки, чем просто пересказать сказку. На примере сказочных персонажей Вам будет легче объяснить, а ребенку понять, разные эмоции, чувства и мотивы тех или иных поступков героев.
Усложняйте постепенно! Когда ребенок познакомится с самыми известными классическими сказками, запомнит героев, поймет смысл их действий, и научится давать собственную оценку персонажам и их поступкам, смело можно переходить к более сложным произведениям и к творческим экспериментам. Придумывайте сказочные истории вместе с ребенком, создавайте своих собственных персонажей. И главное, постоянно мотивируйте ребенка объяснять, почему он выбрал именно этого героя; почему его герой сделал именно так, а не иначе; в чем герой ошибся; какими еще способами можно было выйти из проблемной ситуации; кто из героев был самым смелым и отважным или самым добрым и заботливым; кем из героев хотел бы стать сам малыш и почему.
Для чего это нужно?
Прежде всего, для того, чтобы научить ребенка определять и проговаривать свои чувства, желания, опасения и страхи. Уже в дошкольном возрасте малыш поймет, что родителям можно просто рассказать о чем-то самом важном, и они выслушают, поймут и помогут разобраться в буре эмоций. А родителям такие беседы помогут войти в глубокий эмоциональный контакт с ребенком и понять, чем он «живет и дышит» в данный момент времени, и что его тревожит.
Сказкотерапия с помощью кукольного театра
Помимо сотен сказок народов мира, с которыми Вы можете познакомить своего ребенка, существует еще и отдельная система воспитания характера сказкой – сказкотерапия. В основе этого метода лежит метод персонализации сказки. Т.е. сюжет сказки построен вокруг самого малыша, именно Ваш ребенок будет являться главным героем такой сказки.
Герой сказки, с гордостью выходя из сложных ситуаций, помогая окружающим, показывая прекрасные манеры, будучи справедливым, сильным, добрым, честным и т.д., мотивирует ребенка на подражание своему сказочному прототипу.
Персонализированные сказки позволяют мягко влиять на поведение ребенка и его отношения с окружающими.
Важным элементом персонализации являются 2 момента – имя ребенка и визуализация образа. Вы можете просто рассказать сказку, в которой героем будет Мальчик Саша или Девочка Маша. А еще Вы можете «оживить» сказку с помощью, например, перчаточной куклы, которую также будут звать именем ребенка. Этот «оживший» персонаж может выступать в 2-х ипостасях:
1). Изображать самого ребенка, чтобы более наглядно объяснить малышу суть,
2). Быть «антигероем», например, чего-то бояться, быть драчливым, обижать друзей и пр., тогда Вам и ребенку легче будет объяснить конкретному осязаемому персонажу, в чем он не прав, и как нужно себя вести.
Из всего многообразия пособий по сказкотерапии мы рекомендуем замечательные игровые наборы, созданные опытными педагогами, детскими психологами и просто неравнодушными к вопросам развития детей людьми – это комплекты воспитания сказкой от «Умницы»

Комплект «Доброта» Комплект «Лидерство» Комплект «Воля»
На сегодняшний день разработано четыре комплекта сказок:
1. Доброта (поможет стать малышу дружелюбным, честным и отзывчивым),
2. Мышление (сделает кроху любознательным, наблюдательным и дальновидным),
3. Воля (воспитает в ребенке смелость, настойчивость и целеустремлённость),
4. Лидерство (научит малыша быть оптимистом, уверенным в себе и решительным).
Каждый комплект в своем наборе помимо книг, карточек, диска и рекомендаций уже содержит куклу-перчатку, олицетворяющую именно ту черту характера, которую Вы хотите воспитать в ребенке. Причем герои подобраны психологами идеально: доброту олицетворяет Белый Медведь, ум – Кот Ученый, волю – Лев, а лидерство – Тигр.
Вы можете продолжить цепочку аналогий и самостоятельно. Смастерите других животных, например, обезьянка может характеризовать общительность, кошка – независимость, волк – семейственность, собака – верность, лиса – сообразительность и находчивость и т.д. Причем сами по себе характеристики могут стать занимательной игрой. Пусть все эти качества придумает для своего домашнего плюшевого зоопарка сам ребенок. Вы же, со своей стороны, можете направлять малыша, давая подсказки, и знакомить с новыми терминами, объясняя то или иное качество (ребенок дошкольного возраста вряд ли понимает, что такое «харизма», но ему будет очень интересно об этом узнать).
Также одним из подвидов сказкотерапии являются терапевтические сказки, помогающие не столько сформировать какие-то качества характера ребенка, сколько скорректировать уже имеющиеся негативные проявления (капризы, фобии и пр.)
Такие сказки не персонализированы. Главные герои в них – это «Мальчик, похожий на Диму» и «Девочка, похожая на Свету». Т.е. опять-таки используется имя Вашего ребенка, но малыш не ассоциирует героя с собой напрямую. Мальчик, похожий на Вашего малыша, обижал детей в детском саду, но к концу истории понял свои ошибки, стал добрым и веселым. Девочка, похожая на Вашу дочку, очень боялась воды, и не хотела плавать, но однажды к пляжу приплыл дельфин, и удивился, как замечательно у нее все получается, и девочка стала ходить на занятия в бассейн, и стала чудесно плавать. У мальчика, похожего на Вашего сыночка, недавно появился младший братик, сначала мальчик ревновал, переживал и боролся за мамино внимание, а потом научился дружить с малышом, стал помогать маме в уходе, оберегать и защищать братика.
Прекрасным примером терапевтических сказок является набор «Антикапризин» от «Умницы»
Однако универсальных наборов терапевтических сказок из серии «на все случаи жизни», конечно же, не существует, просто потому что каждый ребенок – это самостоятельная и уникальная личность. Если Вы понимаете, что ребенок переживает из-за чего-то, боится, стесняется, в его жизни сейчас сложный период и т.д., то придумайте для него его собственную сказку, которая поможет исправить ситуацию. Создайте сказочного героя, который станет воплощением негативных моментов жизни крохи, и пусть сам ребенок объяснит кукольному персонажу, в чем он ошибался и как правильно себя вести.
Эпилог…
Как видите, кукольный театр – это не просто набор слов, развивающая игра или забавная игрушка. Это прекрасный инструмент в руках родителей для развития и воспитания своих детей.
Циклом статей о кукольном театре мы хотели приоткрыть для Вас и Вашей семьи завесу, за которой Вы найдете десятки идей, сотни интересных героев, а главное откроете для себя увлекательный и многогранный мир, который сделает Вашу семью еще крепче и дружнее, а Ваших деток еще счастливее!
ЗАНАВЕС…
За предоставленную информацию портал www.dollplanet.ru благодарит Интернет-центр детских товаров и услуг www.paremo.ru