С Сергеем Романовым беседовала Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru. 9 декабря 2014
Волшебная атмосфера Нового Года и Рождества часто оказывается одним из самых дорогих и любимых воспоминаний о детстве. Неудивительно, что елочные игрушки, украшения и прочие атрибуты любимого зимнего праздника не теряют своей чарующей власти над сердцами многих взрослых людей. В преддверии праздничной поры мы решили поговорить о елочной игрушке и особенностях отечественного коллекционирования с Сергеем Романовым, известным собирателем и исследователем игрушек, владельцем одной из крупнейших коллекций новогодних украшений в России.
Екатерина Зиборова: Сергей, насколько я знаю, изначально Вы заинтересовались именно куклами и игрушками, восстановили старинных кукол, хранившихся в семье. Когда пробудился интерес к елочным украшениям?
Сергей Романов: Я не перестаю собирать и реставрировать обычные детские игрушки и сейчас, просто елочные - это особая тема, это как бы коллекция в коллекции. Любовь к этим предметам у меня началась с самого первого момента, как я только их увидел, еще в младенчестве. Я помню себя с семи месяцев - а когда покупали первые игрушки и наряжали ими елку, мне было восемь, так что я ее очень хорошо помню. Сижу в своей кроватке и рассматриваю висящие на елке игрушки, они поблескивают, яркие, цветные… Волшебные ощущения. И затем каждый год, собственно, как и все остальные, мы перед Новым Годом шли по магазинам и выбирали новые игрушки. Мне было лет пять, когда выяснилось, что сохранились еще и родительские - а они совсем другие по эстетике, предметы 1930-50х годов. Тут я в них и влюбился.
Е.З.: Когда-то Вы рассказывали, как в девяностых многие торговцы винтажом и антиквариатом даже не задумывались о том, что куклы и игрушки - это серьезно, что они могут представлять интерес для собирателей. А как на протяжении всех этих лет вел себя рынок старых новогодних украшений? Ощутимо ли изменились объемы (и качество) предложения? А цены? Что найти труднее всего?
С.Р.: Я начал целенаправленно собирать и формировать коллекцию в девяностых - уже не "для себя", не по принципу "нравится – не нравится". Помню, елочные игрушки всегда выносились торговцами разным старьем к Новому Году, как сезонный товар. Так им было проще продать его, было больше шансов найти клиента, не особенно его и разыскивая. В Москве с 1990-1995 годов существовал Тишинский рынок, там была легендарная Барахолка, а где-то с 1993 и по сей день -Вернисаж в Измайлово . Вот, собственно, там и происходили основные покупки , пока не появились интернет-аукционы наподобие Моlotok.ru. Что касается барахолок, если брать вещи не у перекупщиков, то цены были всегда доступными для самого обычного гражданина. А вот когда появились первые профессиональные собиратели, тут-то продавцы разнюхали, что есть что, и взвинтили цены. Опять же, не на всё. Особо дорогими почему-то считаются игрушки из ваты, а также редкие позиции стеклянных игрушек из Ленинграда и с Украины. Просто в Москву эти вещи практически не попадали, не поставлялись, а продавались по месту основного производства либо шли на регионы. Цены на некоторые предметы достигают 25 000 рублей, иногда на что-то даже бывают и выше, если это реальные редкости. И коллекционеры покупают, а в последнее время их стало больше.

Е.З.: Где сейчас у нас локализуется продажа старых игрушек, доступных рядовому собирателю?
С.Р.: Таких мест я знаю несколько. Если покупать вживую, то это Вернисаж и блошиный рынок на Ново-Подрезково в Москве, а в Питере – метро Удельная ("Уделка"). А еще елочные игрушки перед Новым Годом стали в последние годы активно предлагаться антикварными магазинами, галереями, торгующими стариной и авторскими работами. Интересующиеся этой темой могут круглогодично что- то покупать для себя в Интернете, я уже говорил про Молоток.
Е.З.: Расскажите, пожалуйста, о Ваших особенных удачах на "охоте". Есть ли какие-то объекты, которые Вы уже и не надеялись найти, но все же нашли? Какие игрушки, на Ваш взгляд, стоят особняком? В одной из Ваших экспозиций фигурировал эффектный шар с портретами Ленина и Сталина - насколько я понимаю, это, в частности, один из Граалей собирателя новогодней атрибутики...
С.Р.: Вообще найти истинный раритет - это дело случая, иногда и не ждешь, а вдруг кто-то что-то предложит или вообще подарит: разбирали друзья антресоли, и вдруг что-то нашли. Раритетов на самом деле много, не только этот шар с портретами вождей коммунизма, просто в каждом временном периоде есть свои редкости. А назвать какой-то особый случай мне трудно, всегда радуешься, когда что-то находишь.
Е.З.: Сколько примерно объектов в Вашей коллекции елочной игрушки на настоящий момент?
С.Р.: В моей коллекции примерно 3000 елочных украшений. По крайней мере, я так думал до недавнего момента, пока в этом году не начал отсортировывать предметы на уже открывшуюся и еще предстоящие выставки. Судя даже по тому, сколько еще осталось – наверное, все-таки у меня их не меньше 5000. Я сам был удивлен.
Е.З.: У нас в основном собирают именно игрушку. Но ведь есть еще всевозможные атрибуты праздника, которые встречаются реже, но в роли свидетелей эпохи не менее интересны. Деды Морозы и Снегурочки, гирлянды, маски, упаковки для подарков. Или вот замечательный немецкий подсвечник-елка со звоночками - видела на выставке в Фонде Окуджавы, у меня тоже такой был. Но на тех же блошиных рынках эти вещи почти не заметны. Насколько широко они представлены в Вашем собрании?
С.Р.: Я собираю все, что относится к Новому Году – не только Дедов Морозов и Снегурочек. Это и электро-гирлянды, и карнавальные игрушки, и бумажные гирлянды для развесок, и карнавальные маски, и флажки, прищепки под свечи, упаковки и коробки от подарков, открытки, торговые вкладыши, карнавальные костюмы и многое другое.
Е.З.: На какие документальные свидетельства Вы опираетесь в Ваших поисках новогодней старины? Фотографии, воспоминания людей, современные каталоги?
С.Р.: Как собиратель и исследователь этой темы, я опираюсь на все возможные источники. Это и документы, и, естественно, живые воспоминания людей, нельзя их не учитывать. И фотографии, и какие-то прейскуранты, статьи прошлых лет в специализированных изданиях наподобие журнала "Игрушка" за конец 1930-х. Так что источники самые разнообразные. В свое время я обращался и в Сергиево-Посадский музей игрушки, и в их ВНИИ игрушки, пока его не развалили: там была хоть и не вся, но достаточно объемная информация по многим образцам советской елочной игрушки (особенно 1950-70-х годов).
Е.З.: А как у нас обстоят дела с современной специализированной литературой, каталогами? Насколько у них широк охват?
С.Р.: Из современных изданий по елочной игрушке самый удобоваримый - это каталог в синей обложке, там много полезной информации, особенно для начинающих и любителей. (Речь о книге "Елочные украшения. 1936-1970 годы" от издательства "Арт-СПб", составители Е.Балашова, А.Прибыткова, С.Белоглазов, 2010 г. - прим. DollPlanet.ru). В его составлении приняли участие мы все со своими вещами. Многие коллекционеры внесли свой вклад. А вот именно собрать все воедино, отредактировать и в итоге издать - сил на это хватило только двоим из нас: Лене Балашовой и Алле Прибытковой, за что им огромное спасибо. У них тоже потрясающие коллекции. Только этим изданием и можно пользоваться, а, собственно, другого особо больше ничего и нет. Сидеть на форумах - это не мой вариант.

Е.З.: Удавалось ли Вам подержать в руках - или, может быть, даже приобрести - какие-то альбомы с производств, старые каталоги выпущенной советскими фабриками продукции?
С.Р.: За последнее время мне удалось и подержать, и даже приобрести прейскурант 1958 года по елочным игрушкам Московского завода елочных украшений и оптических приборов. Там перечисляется весь ассортимент завода, виды росписи и цены, а так же ГОСТы на все виды их товара. Это ценно. К сожалению, без фото, но специалисту понятно и так.
Е.З.: Обилие персонажных фигурок - героев сказок и детских книг, представителей разных народов - это характерная черта советской индустрии елочных игрушек, или на Западе они столь же популярны?
С.Р.: Героев сказок и литературных персонажей делали всегда и везде, а вот такое многонацинальное государство, как Советский Союз, было одно – поэтому, пожалуй, только у нас начиная с 1936 года было выпущено такое большое количество фигурок в национальной одежде из ваты и ткани. А в 1950-60-е годы были стеклянные фигурки детей разных народов. В том числе и китайцы, так как мы с ними дружили.

Е.З.: Насколько я понимаю, Вы сосредоточились главным образом на дореволюционной игрушке и советских украшениях до 1970-х включительно. Но, учитывая роль ностальгического фактора в формировании человеческих пристрастий, не могу не спросить о более поздних игрушках. Понятно, что в большинстве своем украшения 80-90-х годов менее изысканны и оригинальны, нежели более ранние игрушки, но сейчас выросло новое поколение - дети того времени, в чьих глазах эти вещи обрели так называемую сентиментальную ценность.
С.Р.: На самом деле я собираю все периоды вплоть до 1980-х, вот 90-е не могу пока, там все уже как-то не мое по духу. Я ограничился "догорбачевским" периодом. Даже 1980-е сейчас, спустя время, воспринимаются иначе, ностальгично . Они ведь наши, все равно такие родные . Пусть другие по эстетике, это уже неважно. Все вещи хороши, каждые для своего времени.
Е.З.: Какие проблемы наиболее остро встают перед собирателем, который хочет сохранить старинные игрушки в наилучшем виде? Можете ли Вы на основе собственного опыта дать какие-либо рекомендации?
С.Р.: Я стараюсь хранить игрушки при нормальной комнатной температуре, чтобы не было перепадов температуры, не было либо слишком жарко либо влажно. Не стоит хранить подобные вещи в неотапливаемых помещениях, а также близ батарей, коммуникаций и т.д. – так можно пересушить красочный слой и сами материалы. Все стеклянные игрушки лучше всего хранить завернутыми в бумагу, но ни в коем случае не в полиэтиленовых пакетиках - краска может облететь, если вещь не дышит. Не стоит перегружать коробки, в них должно оставаться немного места, чтобы вещи не были сдавлены.

Е.З.: В среде начинающих собирателей елочной игрушки есть популярные мифы или заблуждения?
С.Р.: Перед нынешними коллекционерами, особенно начинающими, часто встает проблема правильной атрибуции. Часто можно слышать и видеть ляпы в области названий, это чаще всего личные ассоциации людей. Например, некрасовского мальчика "Мужичок с ноготок" называют Филипком, один раз проходил как погонщик мулов; "Маленький Мук" часто выступает в роли Аладдина, факира, султанчика; один раз "Шамаханская царица" вдруг стала мамой Аладдина. Когда видишь подобную информацию в сети, часто хочется от смеха биться головой о клавиатуру.
Е.З.: А как обстоят дела с подделками? Я слышала о том, что антикварную ватную игрушку могут подделывать...
С.Р.: Да, ватные игрушки и правда подделывали. Это доступная по изготовлению технология, не требующая каких-то производственных мощностей. Стекло или картонажи практически нереально подделать: в худшем случае это будут перекрашенные вещи, а вот ватную фигурку можно сделать от и до. Поддельные ватные игрушки начали появляться, когда елочные украшения начала собирать американский коллекционер Ким Балашак. Она вначале не разбиралась, но хорошо платила за вещи. Вот это и породило такой вид заработка для мошенников. Ким давно уехала на родину, а многие старые подделки гуляют по рукам до сих пор, уж больно много их было сделано. Но, будучи художником и реставратором, который хорошо себе представляет весь процесс изготовления, могу сказать: подделывать такие игрушки трудоемко, и иной раз даже невыгодно. Тем, кто делает ватные игрушки, выгоднее продавать их как авторские ремейки и реплики в художественных галереях. И дороже уйдут, и никакого обмана.


Е.З.: А расскажите, пожалуйста, подробнее об оригинальных ватных игрушках.
С.Р.: Ватные игрушки существуют давно, еще с конца XIX века. Были варианты как магазинные, покупные, так и самодельные. Вообще их мастерили в ту пору многие – у кого насколько хватало опыта, художественного вкуса и навыков. У магазинных ватных игрушек, как правило, были фарфоровые, мастичные или бумажные литографические мордашки, и все эти игрушки чаще всего были немецкого происхождения. А самоделки обычно делались в домашних условиях по рекомендациям, опубликованным в женских журналах тех лет. Бумажные лица для игрушек-самоделок продавались в виде листов: чаще всего они были вырубными, с легким давлением рельефа. Кто- то мог использовать и мелкие кукольные головки - опять же, кто как подходил к вопросу. Встречаются, кстати, потрясающие самодельные вещи: люди, которые их делали, были художниками по образованию. Существуют конкретные вещи из конкретных семей, и так получилось, что они все из Петербурга. А советские ватные игрушки делались по той же старой технологии, только ушли Рождественские темы и сюжеты и появились новые герои - пионеры, буденовцы, женщины в красных косынках и тому подобные персоналии.
Е.З.: Есть ощущение, что елочную игрушку (в отличие от кукол, например) собирают в целом консервативно и патриотично. То есть фокусируются на отечественной игрушке, и лишь отчасти на импортной, которая так или иначе попадала в нашу страну. Так ли это на самом деле? Если нет, игрушки каких стран пользуются популярностью? Если да, то в чем, на Ваш взгляд, причина?
С.Р.: Так сложилось, что в основном теперешние коллекционеры собирают действительно, как Вы заметили, советскую елочную игрушку. Потому что это, по мнению многих, ностальгично, патриотично и т.д. Некоторые собирают только вату или только стекло, некоторые собирают все. Плюс еще и немецкие игрушки, в основном ГДРовские, ведь они у нас тоже продавались и люди их помнят и хотят, опять же, ностальгируют – немецкие игрушки всегда были дефицитными и дорогими. Кто-то еще собирает дореволюционный период, потому что это ценно, да и для яркости общей картины это направление не повредит.
Е.З.: Вы нередко предоставляете фрагменты своего собрания игрушек для различных выставок. Я знаю, что в этом предрождественском сезоне Ваши вещи будут фигурировать сразу в нескольких экспозициях. Скажите, пожалуйста, несколько слов о них.
С.Р.: В этом сезоне у меня как никогда много проектов, и не только новогодних – наверное, это говорит и об актуальности темы в целом, и о востребованности моей коллекции в частности. Тем более уход из Дворца пионеров позволил мне действительно серьезно заняться выставочной деятельностью. Недавно открылась выставка "Елка. Свечка. Два шара" в Фонде Окуджавы, где выставлены многие вещи из моей новогодней коллекции. Потом 16 декабря откроется выставка советских елочных игрушек в рамках фестиваля Новогодней игрушки на Поклонной Горе, в музее Вооруженных сил – там будут вещи с 1936 по 1980-е годы. Еще я обещал помочь ребятам из музея-квартиры Булгакова, 10 декабря они хотят открыть маленькую выставку, посвященную празднованию Нового года и я им должен подобрать немного дореволюционных елочных игрушек для этой экспозиции. Эта выставка должна действовать ровно месяц, с 10 декабря по 10 января. И 23-24 декабря в музее-усадьбе "Коломенское" должна открыться выставка "Мы едем, едем, едем!", посвященная игрушечному автотранспорту 1920-1980-х. Там будут представлены машинки, трамвайчики, мотоциклисты, автобусы, повозки. Выставка откроется во дворце Алексея Михайловича, ближайшее метро "Каширская". А от выставки в музее Москвы "Советское детство" я вынужден был отказаться по ряду весомых причин.
(Более подробную информацию о перечисленных Сергеем Романовым выставок вы можете найти в Афише DollPlanet.ru)

Е.З.: Какие новогодние атрибуты играли важную роль в Вашем детстве, в семейном ритуале празднования Нового года? А как украшаете елку и дом сейчас? И, наконец - чем планируете убрать новогоднюю елку-2015?
С.Р.: Помню, мы всегда ставили большую елку на старой квартире, где прошло мое детство – мы это могли себе позволить, жили в центре и потолки были высоченные. Сначала я наблюдал на елке только те новинки, которые мы сами покупали к празднику каждый год, они постепенно накапливались. Потом обнаружились залежи коробок из папиного и маминого детства, между папиных игрушек лежало даже что-то из детства его родителей. Когда я это по-настоящему оценил, я начал вешать на елку самые любимые украшения разных периодов. Я еще не понимал, что многие сочетания были стилистически недопустимы, но это было в детстве и недолго. Скоро я начал чувствовать стили, время, материалы. В ставших классах школы я уже почти не покупал новых елочных игрушек, а соответственно, уже и не вешал на елку современных вещей. Именно с того момента я начал выдерживать стиль елки. И по сей день я придерживаюсь именно такого принципа. Выбираю, что за елку наряжаю в этом году: это может быть чисто немецкая елка, либо елка в стиле соцарт, либо украшаю ее только сказочными персонажами 1950-60-х, либо только ватными игрушками, либо игрушками своего детства - 1970-х годов. При этом я вешаю столько игрушек, что елки практически не видно. В этом году хочу нарядить именно своими детскими игрушками, а вниз поставлю полиэтиленовых Деда Мороза и Снегурочку.
С Сергеем Романовым беседовала Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru
Фото с выставки "Елка. Свечка. Два шара" предоставлены Сергеем Романовым
ЖЖ Сергея: romanov-toys.livejournal.com