Екатерина Зиборова, www.dollplanet.ru. 17 ноября 2010
С 29 по 31 октября в московском Манеже состоялась
грандиозная международная выставка «Искусство Куклы». Казалось бы, может ли
что-то - в богатом на зрелища современном мире -заставить людей выстраиваться в
извилистые очереди за билетами? Как выяснилось, куклы могут.
Очередь в Манеж. Фото Владимира Помогаева
Фонд «Куклы Мира» организовал выставку, аналогов которой Россия пока не знала: и по масштабу, и по числу приглашенных знаменитостей. Секция художественной куклы ТСХР, главный «кукольный» вуз России МХПИ, Галерея Вахтановъ, галерея Карины Шаншиевой, клуб-студия «Кукольная Коллекция», бутик Echelle, проект «Гофманиада» с участием Михаила Шемякина, студия «Стайер», индийский музей кукол в Нью-Дели, объединенный стенд художников-кукольников Японии, Арт-механика Виктора Григорьева, Клуб любителей кукольных домиков, BAKHTIЁR, художники-кукольники Азербайджана, большие фотопроекты, первое в России публичное «выступление» фарфоровых кукол Марины Бычковой и многое, многое другое – куклы, мишки и игрушки заполнили огромный Манеж. Унифицированная застройка центра зала позволила выгодно представить работы известнейших мастеров вне стандартных небольших стендов, и это было очень удобно: однородный фон позволял оценить игру красок и фактур, куклы чувствовали себя свободно, каждая получила законное «жизненное пространство». Ведь художественная кукла – объект, располагающий к сосредоточенному и неспешному созерцанию.
«Искусство Куклы» заслужило много положительных отзывов в прессе. Столичные издания и Интернет-порталы рекомендовали отправляться на выставку с детьми несмотря на то, что кукол в привычном смысле этого слова здесь были единицы (и те винтажные), а встречались и вовсе эпатажные композиции. Дети с ненасытным любопытством изучали стенды: здесь они могли увидеть и классических красавиц, и уютных реалистичных реборнов, и «странных» кукол (а их, по нашим наблюдениям, дети особенно любят!), удивительную железную дорогу во всех миниатюрных подробностях, и яркие большие скульптуры, с которыми малыши радостно фотографировались. В понимании большинства детей кукла – это игрушка, которую можно смело переодеть, перепричесать и взять на прогулку, и недосягаемость художественной куклы, конечно, некоторых расстраивала; но преобладало все же восхищение, трепет и – не исключено – желание когда-нибудь освоить кукольное искусство.
Идея показать куклу в контексте культуры прекрасно подходит для кукольного шоу в стране, где до недавнего времени кукла казалась людям детской забавой, а желание обладать большим количеством кукол – порицаемой прихотью. (Если же кукол покупал взрослый… Впрочем, нет, себе кукол он не покупал: детям, племянникам, внукам – но не себе) Суметь объяснить людям, кто такая кукла, зачем она, какая она может быть - и показать, что она бывает не только примелькавшейся игрушкой из детского супермаркета – значит сделать большой шаг к формированию в России полноценной кукольной культуры. Поэтому кукол «поддержали» впечатляющие фотоэкспозиции (мастерские художников-кукольников, винтажные объекты из частных коллекций, сюжетные фотографии людей с игрушками), современная живопись и графика, а «за сценой» этого большого кукольного шоу прошла конференция «Четвертые Бартрамовские чтения». Читались доклады об авторской игрушке в контексте фотографии, о месте игрушки в живописи, об истоках авторской куклы в России, о кукольном искусстве в Японии… Здесь выступал и сам Александр Греков, директор Сергиево-Посадского художественно-педагогического музея игрушки. Надо отметить, что на «Искусстве Куклы» этот уникальный специалист был награжден премией «Пандора» за активную популяризацию кукольной культуры, изучение истории кукол и бережное сохранение кукольного наследия России. «Пандора» (в переводе с греческого «всем одаренная») приходит к тем, кто посвятил свою жизнь, изыскания и труды кукле, и добился выдающихся результатов – независимо от профессиональной сферы. Так, еще одна «Пандора» была присуждена известному московскому галеристу Карине Шаншиевой и великому немецкому художнику-кукольнику Хильдегард Гюнцель.
Лауреаты премии "Пандора" и организаторы выставки. Слева направо: Ирина Мызина, Хильдегард Гюнцель, Лана Летта, Александр Греков, Ольга Лахина, Карина Шаншиева. Фото Владимира Помогаева
Несмотря на то, что изначально выставка была заявлена как срез кукольной культуры в целом, «Искусство Куклы» поставило во главу угла авторскую куклу, ее своеобразие и ее уникальность. С одной стороны, «искусство куклы» ассоциируется у большинства людей именно с авторской куклой, а с другой стороны – в России авторская кукла превалирует в силу ряда исторических причин и практически полного отсутствия отечественного тиражного производства кукол. Куклы BJD, популярнейшие в молодежной среде, ярко выделялись лишь на стенде МХПИ и в руках у посетителей, а fashion-куклу показал модельер Бахтиер Кавраков (чью одежду под лейблом BAKHTIЁR носят и люди, и Silkstone Barbie). Виниловые куклы-дети Zwergnase украшали стенд Dollscollection, фабричную миниатюру показывали и продавали S&B Toys, а заявленную на флаерах выставки культовую куклу Blythe мы так и не обнаружили. Но в стране, которая только вступает на кукольный путь (наши неполные двадцать постсоветских «кукольных» лет, усугубленных сражениями за цивилизованный капитализм – нежный возраст в историческом масштабе!), работа с зарубежной промышленной куклой имеет свои нюансы.
А вот подопечные мастеров-реборнеров быстро взяли инициативу в свои маленькие ручки: такого столпотворения вокруг стендов Татьяны Цорн и ее единомышленниц мы не видели никогда! Кукольники и коллекционеры не перестают спорить, можно ли реборнинг считать искусством или же это ремесло (ведь основа покупается готовой, а потом раскрашивается, комплектуется и модифицируется), этична ли такая детализация и всё ли чисто на стадии производства прототипов (легенда о «слепках с мертвых детей» всколыхнула сообщество меньше года назад). А тем временем к стендам с куклами реборн физически не протолкнуться. Дети выпрашивают такую куклу себе, взрослые нянчат реборнов с умилением на лице, кто-то договаривается о покупке набора для изготовления куклы…

Куклы реборн на стенде Куклы.ру
Поскольку большие кукольные выставки посещают не только зрители и коллекционеры, неизменной популярностью пользуются тонкие ткани для кукольной одежды, ленты и фурнитура, материалы для изготовления кукол, миниатюрные аксессуары, мохеры и глазки для авторских медведей Тедди и другие предметы первой необходимости любого кукольника или теддиста. Был организован отдельный ярмарочный ряд, выставлены стенды с профессиональной литературой и прессой. А чтобы продлить удовольствие от «Искусства Куклы» и не забыть имена понравившихся мастеров, можно было купить красочный каталог выставки (конечно, внушительной толщины).
Даже те, кто был на выставке лично, не успевали охватить всё: размеры экспозиции, несколько затрудненная навигация и тОлпы посетителей сыграли свою роль. Предлагаем взглянуть на отдельные любопытные фрагменты экспозиции «Искусства Куклы» глазами DollPlanet.ru, и – возможно – открыть для себя новые имена!
На входе гостей встречали новые куклы Hildegard Günzel, мишки Steiff и миниатюрная железная дорога Märklin. Эти элитные бренды в России представляет компания Echelle.

Фарфоровые куклы Марины Бычковой из частной коллекции
Где куклы Марины Бычковой, там всегда ажиотаж! Марина в начале октября приехала в Москву с кратковременным визитом, но своих фарфоровых кукол она не привозила. Эти девушки – из частной коллекции. Три куклы были вознесены на недосягаемую для большинства фотоаппаратов высоту, чтобы их не уронили или не повредили. Сейчас фарфоровые куклы Марины Бычковой стОят от 6500$ до десятков тысяч долларов. Но, как знает любой коллекционер, даже не в деньгах дело.
С куклами BJD в МХПИ обращаются не так, как в большинстве семей. Их не носят с собой в переносках, не знакомят с другими куклами, не составляют им биографии и не снимают фотоистории. Эти куклы наряжаются - и прогуливаются по подиумам Москвы, а иногда посещают большие кукольные шоу.

Московский модельер Бахтиер Кавраков, главный дизайнер марки BAKHTIЁR, выступил на кукольной выставке впервые: первые его куклы Silkstone Barbie в дизайнерских костюмах под лейблом BAKHTIЁR выставлялись в шоу-руме Fourth Floor весной 2010 года. Модниц быстро заметили на Западе, и в ноябре 2010 года один из ведущих кукольных журналов мира – DollReader, ныне сдвоенный с HauteDoll – вышел с большой публикацией о куклах в эксклюзивных аутфитах BAKHTIЁR.
Бахтиер Кавраков и соучредитель BAKHTIЁR Алексей Костричкин готовят к выходу собственную куклу, которая бы целиком соответствовала их творческим замыслам. Новая российская fashion-кукла будет отливаться из фарфора, иметь масштаб 1/6 и уникальную артикуляцию – у нее будут двигаться одна рука и одна нога. Уже заказаны прототипы!

Работы минчанина Андрея Осташова представила на выставке «Кукольная Коллекция». Поскольку большинство авторских кукол статично, эти бронзовые скульптуры наглядно демонстрируют амбивалентность куклы как представительницы фигуративного искусства – когда вокруг одного и того же произведения разгорается дискуссия, «кукла» это или «статуэтка». Экспозиция Андрея Осташова заставляет вновь задуматься о природе художественной куклы.
Экстравагантная кукла Натальи Побединой «Маскарад» вызвала фурор. Поздравляем Наталью со вступлением в главный профессиональный союз кукольников в мире – NIADA! Теперь в престижном объединении пять наших соотечественников.
Куклы Натальи Горбуновой – остановленное мгновенье: летящий жест, изящный выгиб, быстрый взгляд. «Жозефина и Шушу» игривы и легки. Они непременно скрывают какую-то историю (Наталья так любит истории!)
Проект Ольги Рель «Музыка блуждающих миров» еще раз доказал, что по части работы с цветом и динамикой поз Ольге нет равных. Куклы становятся всё более стилизованными и декоративными, и по-прежнему вызывают сильные эмоции, словно вибрации цвета и сильные смелые линии напрямую стимулируют нервные окончания.
Необычные «Тряпичные Примитивы» соединили в себе простоту и теплоту традиционных русских кукол и современный взгляд на их образы. Тряпичных кукол в деревнях крутили из лоскутов, обрезков, остатков – так почему бы сейчас не крутить их из джинсов?
К стенду Виктора Григорьева «Арт-механика» было не подойти. Дети зачарованно следили за механическими игрушками, взрослые восторгались изобретательностью автора. Кроме принцесс, замков и дивных рыб на стенде были «живые картины» с сильфидами, двигающимися плавно и зачарованно, словно во сне.
Наталья Лопусова-Томская – светлый человек, который создает кукол со светлыми улыбками. Причем это не обязательно люди…
Персонажи Екатерины Гусевой излучают радость жизни. Смело стилизуя и деформируя человеческие черты, играя с цветом и объемом, художница добивается яркой экспрессии.
Кукол петербургского мастера Ирины Дейнеко всегда легко узнать по мягким акварельным переходам цвета, пышным волосам, легкой росписи спокойных лиц. «Ночь волшебница» особенно нежна и задумчива.
Какой кукольный праздник без итальянской нотки? На «Искусство Куклы» приехали Лаура Скаттолини, Аннализа Вентурини и Элиза Галлеа. Эта кукла «Цирк» принадлежит Элизе, в чьих работах всегда чувствуется любование детскими играми и непосредственностью.
Кукла Анны Григорович по имени Мари появилась на стенде Галереи Вахтановъ «Старая открытка» в нежном розовом платье. Цветовое чутье, которое нужно даже при работе с «однотонной» куклой, у Анны идеально.
Русские художники предпочитают эмоциональных сюжетных кукол, а западные – нарядных и спокойных, нередко сохраняющих подвижность. Каждый художник и каждый зритель выбирает, что ему ближе: западная кукольность или русская эмоциональность. Елена Гринева пошла по западному пути: ее большие фарфоровые девочки коротких лимитов – куклы.
А вот и немки! Дети Zwergnase создаются в немецкой студии Николь Маршоллек-Менцнер, вручную расписываются, обшиваются и декорируются.
Изящные невысокие фигурки Катерины Калининой – деревянные, но тоже кукольные. Деревянная кукла давно перестала ассоциироваться с Буратино: с деревом работают такие мастера, как Юлия Ральникова, Анастасия Дунин-Барковская, Юлия Сочилина, Анна Кормилицина.
Художественные куклы Анны Кормилициной фантастичны. Это – «Атараксия».
Пермская галерея представила экспозицию настолько яркую и сочную, что от нее просто не хотелось отходить. Автор жизнерадостной «Хурмы» - Анна Зуева.
Алена Жиренкина известна своей непредсказуемостью (в хорошем смысле этого слова). Уже много лет она «выводит в люди» странных куклозверей в викторианских сапожках или наполеоновских фраках, расшитых стразами треуголках или и вовсе расписанных красными мухоморами по всему телу. Теперь же Алена в дополнение к ним запускает уже промышленную линейку – так на них не похожую. Кошки-романтики, очаровательные звери–циркачи и печальные создания «Береги любовь» с сердечками на ленточках, которые можно доставать из их груди и прятать обратно – разительный контраст с Жозефиной и компанией. Но сохранить узнаваемость Алене удалось все равно: ее стиль оттачивался годами. Фабричные игрушки шьются из мягкого коротковорсного меха, и их (в отличие от коллекционных медведей Тедди) можно давать детям. Дополнение – симпатичные брелочки с теми же персонажами, только уменьшенными. На «Искусстве Куклы» Алена представила прототипы коллекции, а купить эти игрушки можно будет уже на выставке Hello Teddy.

Наталья Катаева стала вторым российским мастером, который получил престижную награду «Золотой Джордж»: этого «Тедди-Оскара» художница весной привезла в Пермь с выставки Teddybär Total в Германии. Там же получила приз в номинации «Вдохновение» медведица, сестры которой красовались пестрыми русскими костюмами на «Искусстве Куклы». Необычные мишки-матрешки, выполненные на высочайшем техническом уровне, миловидные без слащавости и стилизованные без лубочности – яркое явление в российской тедди-культуре.
Стенд частной коллекции «Куколка» представлял собой сокровищницу для каждого поклонника старинных кукол. Кукла, которую Вы видите перед собой, родилась в 1894 году. Это кукла-автомат Lambert с головой Simon&Halbig.
Вверх тормашками! Елена Елагина, один из самых известных коллекционеров антикварных кукол России, показала на «Искусстве Куклы» два разных направления: классических антикварных кукол разных типов и так называемых «перевертышей и многоликих». И они такие разные!
Возможно, кто-то считает кукол Сильвии Везер слишком ярко расписанными или перенаряженными. Но разве не такой представлялась в детстве идеальная кукла тем девочкам, что играли не в дочки-матери, а в балы и принцесс?
Международный музей кукол в Нью-Дели прислал на «Искусство Куклы» более десятка художественных кукол, производящихся в мастерских при музее. Это танцоры в национальных костюмах, загримированные актеры, представители разных штатов Индии. Истосковавшиеся по южному разноцветью москвичи приняли эту экспозицию с восторгом.
А эти экзотичные девушки уже поразили публику, избалованную мастерством художников-кукольников, на VI Салоне. Теперь на стенде проходили мастер-классы по изготовлению пластилиновых картин для детей. Это в определенной степени объяснило появление громоздких пластилиновых игрушек, усыпанных блестками, на международной выставке высшего уровня.
Миниатюры Натальи Потехиной
В Москве растет и развивается первый российский Клуб любителей кукольных домиков под руководством Надежды Давыдовой, художника и преподавателя. На «Искусстве Куклы» впервые можно было увидеть «живьем» коллекционную миниатюру для кукольных домов от Вики Морозовой (недавно Вика открыла информационный сайт inchscaled.com, первый серьезный русскоязычный ресурс о коллекционной миниатюре 1/12). А еще мы открыли для себя великолепные миниатюры Натальи Потехиной: ее плоские румбоксы настолько светлы, нарядны и уютны, что хочется в них поселиться - навсегда.
В августе этого года состоялась премьера «Гадкого Утенка» Гарри Бардина. Герои нашумевшего мультфильма приехали в Манеж лично! Это подлинные мультипликационные куклы, пусть и далеко не все: в картине их было задействовано более 400.

Слева: Yamagushi Keiko - Stargazer. Справа: Kono Shigeko - Listen to the Sound
Японские художники-кукольники издревле в почете. Современные художественные куклы из Японии наследуют великую традицию, и в них есть что-то неуловимое, что отличает их от европейских и американских кукол. Возможно, это особая манера работы с цветом, самоуглубленность, интровертность – и специфическое японское мировосприятие в целом, которое кукла «воспринимает» и впитывает. На кукольное шоу этих кукол привезла Хазеки Чиеко, уже не впервые демонстрирующая японское кукольное искусство в России.
Первые куклы Марии Гуревич «рождались» из всего, что попадется под руку: талантливая девочка души в них не чаяла, а в СССР и в помине не было специальных материалов для изготовления кукол. Повзрослев, Мария начала работать над марионетками для театра и телевидения, которые получили признание по обе стороны земного шара. В свободное время Мария создает авторских кукол, изящных и светлых. «Полет над борщевиками» - собирательный образ легких небесных велосипедистов с одной из картин Марии. Композиция выполнена из паперклея, и она крошечная - высотой не более 33 см.

Считается, что чем богаче артикулирована кукла, тем интереснее ее снимать. Но сейчас фотографы с энтузиазмом берутся и за более сложные задачи, чем съемки современных шарнирных кукол – прирожденных фотомоделей: они играют с образами винтажных пупсов или авторской «статики». Так, серия фотографий Андрея Карпухина «Спасибо партии родной за наше счастливое детство!» посвящена советским куклам. Существует стереотип, что они чересчур просты и блеклы, однако с фотокартин Андрея на нас смотрят яркие и жизнерадостные создания. Они принадлежат Сергею Романову, чью коллекцию можно по праву назвать одним из значительнейших частных собраний игрушек в мире.
Екатерина Зиборова, www.dollplanet.ru. Фотографии Екатерины Зиборовой, если не указано иное
Официальный сайт выставки "Искусство Куклы" www.dollmanege.ru
Тема выставки на Форуме и фотоотчеты гостей на Форуме DollPlanet.ru