Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru, 19 октября 2011
9 октября 2011 завершился VII Международный Салон Кукол в Москве. Каждый год это грандиозное кукольное шоу собирает под крышей Тишинки десятки тысяч поклонников кукольного искусства.
Примечательно, что яркий, людный и многоликий Салон в этом году претерпел некоторые интересные изменения. Например, «второй этаж», памятный участникам и гостям Салона своей теснотой, в этом году превратился в просторную и комфортную выставочную площадь, где экспонировались работы звезд Салона – Марины Бычковой, Ивонн Флипс, Лауры Скаттолини и других. Некоторые западные художники, чьи экспозиции ранее располагались практически у входа на выставку, с сожалением отметили, что общения со зрителями стало несколько меньше, чем прежде. Однако этот нюанс был во многом компенсирован возможностью выгодно продемонстрировать изысканные работы и предоставить зрителям шанс ознакомиться с ними не торопясь. Зрители также могли любоваться на выдающиеся образцы кукольного искусства, сидя на больших удобных диванах.
В этом году «программа» Салона была беспрецедентно насыщенной. Участников оказалось настолько много, что организаторам пришлось пожертвовать привычной схемой экспонирования (ранее это были строгие ряды стендов) и выстроить в тишинских «цветных» секторах целый лабиринт. С одной стороны, такая расстановка пока непривычна для завсегдатаев Салона - а с другой стороны, ответвления, закутки и уютные уголки создавали ощущение камерности, которого так не хватает большим кукольным выставкам. А еще подобное зонирование позволило реализовать идею тематических «уголков»: так, в этом году у реборнов наконец появилась своя территория. Этот специфический вид гиперреалистичных кукол сложно сочетать с другими в едином экспозиционном пространстве, зато на VII Салоне пастельная галерея «детских комнат» позволила поклонникам и создателям реборнов обособиться и «чувствовать себя как дома» - а тем, кого по-прежнему пугают реалистичные кукольные младенцы, гулять по Салону спокойно.
Несмотря на то, что «авторская кукла» в сознании большинства россиян по-прежнему ассоциируется со статичной (и потому, по факту, интерьерной) куклой, неуклонно растет число мастеров, которые возвращают художественную куклу к ее игровым корням. Марина Бычкова уже давно доказала, что и подвижная кукла может быть произведением искусства. И речь совсем не о том, что одно направление «лучше» или «хуже» другого: просто многим коллекционерам хочется играть и общаться с куклой – но эту жажду не сможет утолить даже самая умопомрачительная кукольная красавица, если она застыла на своем постаменте навечно. Поэтому популярность BJD, реборнов, подвижных авторских кукол, тиражных коллекционных кукол растет стремительно. Кто-то даже прозвал VII Салон «выставкой BJD»: шарнирных кукол здесь было действительно много.
Интерес к VII Салону в среде российских кукольников объясняется отнюдь не одним присутствием долгожданной Марины Бычковой и ее экспозиции (заметим в скобках, сравнительно небольшой – но Марина готовит для России уникальную выставку, которая пройдет в 2012 году). Секрет в том, что Салон стал гораздо многообразнее, чем раньше, и в этом году он в полной мере раскрыл перед зрителями богатство современной кукольной культуры – от «музейных» экспонатов, вызывающих благоговейный трепет своей изысканностью (и ценниками), до полиуретановых «шарнирок», популярных коллекционных кукол и всевозможных антикварных и рукодельных мелочей. К сожалению, в тени по-прежнему остается кукольная миниатюра, но это самое молодое направление коллекционирования и творчества в стране – его расцвет нас безусловно ждет в будущем.
Приглашаем вас пройтись по Тишинке вместе с нами!
На красочном стенде Эстонского Кукольного Дома, расположенном неподалеку от входа на выставку, был представлен своеобразный «парад достижений» этой молодой, но уже очень активной организации, работающей над развитием кукольного искусства Эстонии. Компанию куклам и медведям составляли оригинальные игрушки и иллюстрации, а для фона был выбран великолепный квилт-коллаж.
2011 год стал для российского кукольного коммьюнити «годом Марины Бычковой». Сначала она приехала в Петербург, продемонстрировав на Времени Кукол №7 более 10 своих работ (ее куклы перебрались на выставку с роскошного бала «Музыкальный Олимп» в Царском Селе), а теперь показала своих красавиц и в Москве. Марина обещает, что в 2012 году москвичи увидят еще больше ее кукол – теперь на персональной выставке.
У каждой куклы Ивонн Флипс (Yvonne Flipse) есть своя легенда. В основу многих образов ложатся судьбы реальных людей, с которыми художницу свела судьба, но некоторые куклы «гуляют сами по себе». Независимо от того, выходит ли из мастерской Ивонн маленький садовый эльф или харизматичная красавица (как кукла на фото, прозванная нами «абсентовой феей»), во всех ее работах ощущается доброе и созидательное начало.
Большая кукла Элизы Галлеа (Elisa Gallea) «My Poor Bunny» немедленно вызвала в памяти бессмертное стихотворение про то, как уронили мишку на пол. Художница рассмеялась, услышав спонтанный перевод этой детской классики, а кукла получила неофициальное имя «Оторвали зайке лапу».
Нел Груттедде (Nel Groothedde) остается верна своему узнаваемому стилю: у ее кукол круглощекие детские личики с маленькими внимательными глазками, даже если кукла по замыслу автора – подросток. Читайте скоро на DollPlanet.ru интервью с мастером!
Любимые образы голландской художницы Тины Камербек (Tine Kamerbeek) – феи, эльфы и другие сказочные существа. Даже более «прозаические» человеческие образы в ее исполнении выглядят так, как будто только что сошли с картинки в книге сказок.
Теддист из Таллинна Лариса Кох привезла на выставку более десятка мишек. Эта цветочная леди – одна из самых ярких работ на стенде мастера.
Лауру Скаттолини (Laura Scattolini) с ее характерными куклами-детьми ждали многие. Эту же экспозицию художница повторит на Манеже в конце октября. Подробнее об этих куклах, приехавших в Россию в октябре 2011 года, можно узнать здесь.
Ольга Шлегель, теддист из Германии, привезла в Москву новую коллекцию своих очаровательных вязаных медведей с большими печальными глазами. А художнику-теддисту, в отличие от кукольника, никто не скажет знаменитое «игрушка должна быть веселой»: большинство мишек появляется на свет, чтобы пробудить в людях трепетное чувство заботы, желание прижать к себе, утешить.
Если кто-то Вам начнет восхищенно рассказывать о куклах «с такими глазами!», то можете быть уверены, что речь идет о творчестве немки Сью Линг Ванг (Siu Ling Wang). Сью регулярно приезжает в Москву – здесь у нее сотни поклонников и сообщество преданных коллекционеров.

Покупка антикварных кукол требует от коллекционера больших знаний и опыта – впрочем, то же самое касается и всего остального антиквариата. Пуганые покупатели, которым случилось столкнуться с завышенными ценами на старых кукол («но кукла-то царских времен!») или новоделом, выдаваемым за «старинную куклу музейного состояния», могут со спокойной душой покупать кукол у опытных и знающих коллекционеров, которые в России уже есть. Так, на стенде «Антикварная Лавка» Дарьи Киселевой и Натальи Курочкиной можно было приобрести как сравнительно распространенных кукол, так и настоящие редкости, а еще получить совершенно бесплатные советы и просто пообщаться по интересам.
Миниатюрный мир от проекта MiniArtHouse – классические интерьеры в масштабе 1:12, обставленные с большим вкусом и дополненные авторскими картинами, вышивкой и крошечной посудой. На фото вы видите фрагмент итальянского кукольного домика, декорированного и оформленного участниками проекта.
2011 год стал дебютным для немецкой компании Kathe Kruse в России. Эти куклы появлялись в продаже и раньше, но только сейчас ассортимент стал достойным, а цены максимально приблизились к западным. Представители компании предложили вниманию зрителей 4-метровый стенд с игровыми и коллекционными куклами Kathe Kruse и высококачественными мягкими игрушками для самых маленьких. Мальчик на втором фото привезен из немецкого музея Kathe Kruse специально к VII Салону.
Московский Аукционный дом «Жизнь Кукол» представил на Салоне традиционно большой и яркий стенд с BJD известных азиатских производителей и аксессуарами для них.
Молодая российская художница Лина SolerS из Казани привезла на Салон и своих миниатюрных кукол во главе с Дракошем, и новинки – Alyss, Elan и Sango. Рост этих девушек 50 см. На фото – Elan в компании песочного тушкана Мика.

На стенде Елизаветы Бабенко состоялась премьера мегасета K.C.Doll – Кати со сменными лицами-эмоциями. А еще Лиза показала великолепную коллекцию фуллсетов на основе молдов Саша, Елена (новинка!) и Настя. Фуллсеты поразили не только тонкостью ручной росписи и продуманными аутфитами, сшитыми на заказ по эскизам Лизы, но и антуражем: подставки-беседки, заказанные Лизой для кукол, вручную изготовлены из дерева, декорированы резьбой и миниатюрной мозаикой-маркетри. Две беседки имеют дополнительную подсветку, спрятанную под куполом.
Анна Линбергер, в Сети известная под псевдонимом Anchi, привезла на Салон несколько фарфоровых шарнирных кукол, в числе которых эта роскошная Белла из «Сумерек». Куклы-звезды сейчас популярны как никогда, но лишь немногие из них хороши настолько, чтобы восприниматься не как фанарт, а как самостоятельное произведение кукольного искусства.
Елена Акимова – мастер, чьи шарнирные фарфоровые куклы-фуллсеты настолько органичны в своих образах, что их даже жалко переодевать. Рост ее кукол невелик (как правило, около 30 см), и тем поразительнее тонкость росписи и нежность этих черт.
Эта трогательная авторская BJD, созданная Ольгой Бекреевой из проскульпта и фимо, совсем крошка – ее рост 23 см. Огромные глаза придают ее лицу инопланетное очарование.
Самобытные полиуретановые куклы Юлии Решетниковой уже получили заслуженное признание коллекционеров. Этих 21-сантиметровых девочек можно и заказать нюд, и купить фуллсетом.
Подвижные фарфоровые красавицы Галины Захаровой известны многим поклонникам российского кукольного искусства. Они выполнены на высочайшем уровне и прекрасно одеты, а их аристократические лица обрамлены мягкими вьющимися волосами (мохеровые парички – авторские).

Вы уже наверняка обратили внимание, что многие художники, обращающиеся к BJD-технологиям, питают слабость к малым формам. В фарфоровых куколках Елены Зубковой, представленных на Салоне, нет и 30 сантиметров роста - и они очень изящны. Живописная манера росписи вживую выглядит даже интереснее, чем на фотографиях.
Миниатюрная «Мурашка», которая с легкостью уместится на ладони, отлита из полиуретана Александром Левшинским (одно из первых мужских имен в российском сообществе создателей BJD!). У этой куклы подвижны даже крохотные усики-антенны.

Знаменитые мини-шарнирки от москвичей Studio Milim похвастались четырьмя новыми молдами – один из которых (а именно девочка-киборг) ограничен всего 30 экземплярами. Студия идет по пути уменьшения тиражей – если раньше тираж основных молдов составлял 200 экземпляров (100 на теле без шарниров в запястьях и ступнях и 100 экземпляров на более подвижном теле), то тираж новых молдов составит всего 100 экземпляров независимо от типа тела. На фото, слева направо и сверху вниз: Лизик, Наталик, Кискин, Биорик.
Главный технолог Studio Milim Радислав Гайдук активно участвует в новом российском проекте StarDolls. Это – Андромеда, одна из новинок проекта, кукла стандарта ¼ на основе дизайна Светланы Пчельниковой. Девушка отлита из тяжелого и приятного на ощупь полиуретана, а подвижностью и формами несколько напоминает мукол - правда, у тех меньше бюст и округлее попа. Тираж молда Андромеды достигнет 300 экземпляров, однако тиражи последующих релизов будут значительно меньше.
Пупсы от StarDolls. Фото Радислава Гайдука
Малыш, обнимающий землю – авторская кукла Светланы Пчельниковой, символ ее грандиозного проекта «Парад кукол детям» - стал коллекционным АстроПупсом, уже слетавшим в космос, и подвижной полиуретановой куколкой. В этом октябре малыш облачился в деловой костюм, назвался СуперПупсом и выдвинул свою кандидатуру в Президенты (и победил!). А еще у него появилось несколько «сестренок» - 15-сантиметровых девочек.

СуперПупс был не единственной политической знаменитостью на Салоне. Тандем Дмитрия Медведева и Владимира Путина попал в центр внимания репортеров сразу же после открытия Салона.
Московский кукольник Тимур Зелеев продолжает сотрудничество с компанией MOOQLA и параллельно развивает собственные проекты. На VII Салоне мы увидели его шарнирные миниатюры Нени Хезине (по задумке автора, это призраки старой Казани) и экстравагантных INO – девушек-инопланетянок с разноцветной кожей и двумя парами глаз. У Ино отличная подвижность, обусловленная пятнадцатью шарнирами. Рост - около 30 см.
Марина Шафеева, автор этих необычных миниатюр, предпочитает работать с запекаемыми пластиками. Примечательно, что в отличие от многих мастеров, использующих «горячие» пластики и ограничивающихся единственным экземпляром каждой куклы, Марина создает ультракороткие лимиты.

Многие знают Тасю Попову прежде всего как талантливого художника-миниатюриста (крохотные эльфы и нарядные девочки Таси могут быть как статичными, так и подвижными). Но ее Северус Снейп – одна из самых известных авторских кукол в стране – по сравнению с этими крошками выглядит Гулливером в стране лилипутов. Рост профессора составляет 50 см, и у него 17 шарниров. Плюс 14 шарниров, обеспечивающих подвижность пальцев куклы. Хотя более всего поражает даже не артикуляция, а портретное сходство, искусно переданное мастером.
Изящные шарнирные куклы Юлии Коротеевой – задумчивые девушки с узкими лицами и широко расставленными глазками. Художница предпочитает запекаемые пластики: для создания этих кукол она выбрала ливингдолл и проскульпт.
Для талантливого мастера Тамары Богдановой VII Салон стал первой выставкой. Изящные девушки с тонко пролепленными личиками и внимательным взглядом широко расставленных глаз предстали перед зрителями на объединенном «шарнирном» стенде «Калейдоскоп».
Исторически сложилось так, что в Россию практически не ввозят дорогих коллекционных fashion-кукол - в оффлайне их так просто не увидишь. И поэтому проект DOLLCHIC.COM порадовал поклонников «модниц», которые на российских кукольных выставках чувствуют себя обделенными. DOLLCHIC привез на Тишинку яркую группу коллекционных кукол от Integrity Toys (Fashion Royalty, Monsieur Z и других), несколько роскошных Барби и хорошие вести о том, что для российского рынка скоро будет выпущен эксклюзив популярного бренда Ficon – роковая брюнетка Hypnosis.
Западный предшественник «Ярмарки Мастеров» Etsy.com славится тем, что на его просторах можно найти множество полусувенирных-полуколлекционных авторских работ, какие всегда согревали душу ценительницам стильных и необычных аксессуаров. В классический Etsy-формат вписалась экспозиция проекта Paramboo ROOM: на фото замечательные маленькие куклы Екатерины Григорьевой.
На деревянной полке сгрудились забавные медведи московского теддиста Елены Костылевой. Художница наделяет своих мишек Тедди (очень декоративных и узнаваемых!) яркими характерами.
Ирина Мещерякова показала на Салоне новую коллекцию большеголовых кукол-детей. Не обделила она коллекционеров и своими классическими фарфоровыми колокольчиками-зверятами.

Ирина Смольникова из Екатеринбурга привезла на Салон группу нарядных кукол, пленивших нас тонкими чертами своих девических лиц. Рецепт авторского микса запекаемых пластиков, которому эти красавицы обязаны нежной «фарфоровой» кожей, автор держит в секрете.
Эротичный «Дуэт» московской художницы Екатерины Ивановой – красноречивое свидетельство многогранности кукольной культуры.
Текстильная скульптура длительное время была чрезвычайно популярна среди российских кукольниц: эластичные материалы (вплоть до чулочного капрона) в сочетании со сложной системой утяжек позволяют создавать гротескные образы. На фото – куклы со стенда объединения KUKLODEL.RU.
Однако сейчас текстильная скульптура уступает пальму первенства «чердачным куклам» (тонированным и тортюрированным под старину, ароматизированным корицей и кофе…) и таким симпатичным созданиям с живописными или искусно вышитыми личиками. Автор этой куклы – Жанна Левушкина.
Шарнирные куклы московского мастера, творящего под псевдонимом Maeglin, известны больше, чем его статичные работы. Однако статика не менее любопытна: эта динамичная композиция «Всадник» экспонировалась на стенде КУКЛЫ.РУ.
Создавая куклу «Немое Кино», Марьям Бало реализовала образ экстравагантной девушки-флэппер в монохроме.

Фарфоровые куклы Лены Гриневой – наследницы европейской традиции: подвижность, ностальгические аутфиты из великолепных тканей, спокойные полудетские личики.
Дракоша Маши Ивановой, похожий на маленького трогательного теленка, встретился нам на стенде «Воздухоплавателей». Пожалуй, это самый необычный друг мишки Тедди.
Реборны: куклы, вокруг которых до сих пор ведутся оживленные дискуссии. Кого-то эти «почти живые дети» пугают, у кого-то вызывают недоумение, но в России всё больше женщин, беззаветно влюбленных в этих малышей. На стенде Юлии Кузьминой и Анны Ромашки можно было увидеть и традиционных младенцев-реборнов в натуральную величину, и мини-реборнов, и даже умильную маленькую обезьянку.
Наталья Тонапетян из города Луганск любит работать с запекаемыми пластиками и одевать кукол в пышные наряды. Ее куклы – статичные и «сюжетные».
За творчеством Nonhuman’а уже который год следят десятки (если не сотни) поклонников кукольного искусства. Мастер нечасто балует благодарных зрителей новыми работами, но каждая новая кукла вызывает бурю эмоций и запоминается надолго. На больших выставках Нонхумана обычно следует искать на стенде КУКОЛ.РУ.
Александра Окатова не изменяет себе. Юные фарфоровые мечтательницы живут в своем собственном мире, частицы которого Александра бережно воссоздает для своих героинь. Фоном для этой куклы служит уникальный расписной витраж с миниатюрами Старших Арканов колоды Таро Висконти-Сфорца.
«Юлита» Оксаны Остапчук представляет необычную трактовку образа улитки с пышной романтической розой вместо раковины.
По отношению к работам Юлии Ральниковой хочется употреблять исключительно превосходные степени. Уникальность стиля и утонченность образов сочетаются в этих куклах с высшим профессионализмом резьбы по дереву.
Проект «Русский Стимпанкъ» художника-иллюстратора Ростислава Миронова впечатляет своей свежестью и неординарностью. При создании этих уникальных авторских кукол автор избегает синтетических материалов, отдавая предпочтение коже, латуни, дереву, меди. Фигурки стоят самостоятельно, без подставки; многие могут менять позы и меняться «аксессуарами».
К эстетике стимпанка обратилась и Алена Жиренкина – но все стимпанк-звери, которых мы увидели на ее стенде утром первого дня выставки, не дождались фотоотчета и разъехались по новым домам. Хорошо, что мы успели застать этого героического медведя. Алена, чья любовь к фантазийным стеклянным глазам ручной работы и разнокалиберным глазкам-пуговицам известна давно, теперь все чаще заменяет глаза своих медведей минималистической штопкой; впрочем, это вовсе не мешает зверям показывать характер.
Новая работа Алланы Швайликовой, грациозно раскачивающаяся на качелях Мария-Антуанетта, родилась под впечатлением от одноименного романа Стефана Цвейга.
Студия Rowan Craft обучает созданию изящных цветов из самозатвердевающего пластика. На стенде студии можно было полюбоваться и на цветы в натуральную величину, поражающие полупрозрачной тонкостью лепестков, и на крохотные миниатюры для композиций в масштабе 1:12.


Генеалогическое древо благородного семейства Фрогс реализовано в барельефах, статичных и подвижных куклах. С этой знатной фамилией познакомил зрителей московский мастер Антон Солныков.
У кукол Светланы Дубодел из серии «Вдохновение» один молд, но каждая из них уникальна: Светлана наслаждается игрой с образами, варьируя макияж, тон кожи, парики и наряды.
Тильдомания, захлестнувшая страну, докатилась и до Салона. Тильды получаются действительно интересными, когда автор умело сочетает «канон» Тони Финнангер с авторскими штрихами, придающими тильде индивидуальность.
Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru
Официальный сайт Международного Салона Кукол в Москве