
Зимнее ВРЕМЯ КУКОЛ в Санкт-Петербурге, которое привело вереницу сказочных образов в высокие
залы Выставочного центра Санкт-Петербургского Союза художников, с 18 по 21 декабря чаровало
гостей самыми причудливыми сочетаниями цветов, форм и идей: от крохотных и хрупких, как
бабочки, кукол и мишек, которых боишься держать на ладони, до монументальных и сложных
композиций. Места хватило всем: на этот раз выставка значительно расширилась и заняла уже не
два этажа одного зала, а целую анфиладу, где за каждым новым выставочным пространством
открывалось еще одно, полное новых чудес.
Кукольные выставки - это всегда встречи со старыми друзьями, новые знакомства и удивительное
ощущение того, что вся Россия - а еще и Европа, и США, и Азия! - умещается под одной крышей,
где собрались вдохновенные люди со страстью в сердце и неутомимым желанием творить и делиться.
В декабре прошедшего года среди этих людей оказался в Петербурге очень важный и значимый
человек, чье появление стало настоящим новогодним подарком для всех - Хильдегард Гюнцель
(Hildegard Gunzel). Кукла "Ксения" - Very Important Doll выставки - была создана художницей
специально для московского бутика Echelle, чья романтическая экспозиция встречала гостей у
самого входа в залы "Времени Кукол №2". На создание этой нежной куклы Хильдегард Гюнцель
вдохновила трогательная история о маленькой русской княжне Ксении, которой в 1908 году ее
отец, Великий Князь Георгий Михайлович Романов, подарил на Рождество красного медвежонка
Steiff. Мохеровый медвежонок Альфонсо с доброй и умной мордочкой стал любимцем девочки и ее
постоянным спутником. И спустя шесть лет, когда княжну пригласили погостить в Англию
родственники, она все так же взяла Альфонсо с собой - но им уже не было суждено вернуться
назад: I Мировая война, Революция и страшная участь царской семьи навсегда разлучили маленькую
княжну с родиной. Хильдегард Гюнцель создала образ очень нежный и романтический - куклу в
воздушном белом платьице и с любимым мишкой в руках. А на торжественной церемонии открытия
"Времени Кукол №2" состоялось трогательное воссоединение девочки и мишки в маленьком, но
зрелищном музыкальном спектакле - воссоединение по-настоящему историческое: тот самый,
настоящий, антикварный мишка Альфонсо действительно вернулся на родину спустя век жизни на
чужбине и снова радовался объятиям детских рук.
Альфонсо - не единственный знаменитый мишка, который купался в лучах славы на выставке.
Echelle представил еще одного звездного медведя Тедди от Steiff: "Мишка Карла Лагерфельда",
который носит такие же очки и костюм и запечатлен со своим покровителем на стильном
черно-белом фото, олицетворял настоящий деловой шик, что для обычно "белых и пушистых" Тедди
очень необычно и пикантно.
Интересных мишек вообще было много. Джемма Кадж, один из известнейших российских
мастеров-теддистов, чьи мишки живут на всех континентах, представила яркую экспозицию своих
удивительных топтыгиных, привольно расположившихся среди ниспадающих драпировок. Медведи
Татьяны Бедаревой получили в свое распоряжение целый большой деревянный дом, откуда с
интересом наблюдали за происходящим на выставке - большие и маленькие, яркие и пастельные.
Сестры Бухараевы из Москвы, авторитетнейшие мастера-теддисты, восхитили новыми работами, среди
которых были не только мишки, но и, например, фантастическая миниатюрная лошадка в духе
старинных игрушек. Очень живые и немного печальные мишки и зайки Елены Анохиной и Татьяны
Фединой - в бантах и с собственными маленькими игрушками, в пастельных винтажных коробочках. А
еще у теддистов и коллекционеров появилось новое русскоязычное издание о мишках - журнал "Я
люблю Тедди", с которым в комплекте идет целый DVD полезных материалов.
Не проходит незамеченным то, что все больше художников и зрителей отдают свои сердца
миниатюре. Нужно отметить, что в мире существуют два основных направления работы с миниатюрой:
это заполнение домика масштаба 1/12 тщательно подбираемой готовой мебелью и аксессуарами, и
собственноручное создание авторского домика со всем его содержимым и обитателями. В России
авторские домики сейчас в безусловном фаворе: На ВРЕМЕНИ КУКОЛ-1 всех покорил двухэтажный
уютный особнячок Алисы Баженковой, а к зимней выставке в Петербурге миниатюрными домами
занялись уже более масштабно - и перед восхищенными зрителями предстал домик-в-чемоданчике,
домик у моря, интерьер старинного ателье и другие произведения миниатюрного искусства,
оптимистические прогнозы относительно популярности которого в России мы разделяем:
интересующихся и неравнодушных к нему людей становится больше, появляются дилеры и посредники,
коллекционеры готовы вкладываться в миниатюрные шедевры. Такие кукольные домики - не детская
игрушка, хотя для маленьких эстетов и очень желанная.
Кстати, о детях: на тонкой грани между детской игрушкой и коллекционным объектом балансируют
удивительные реалистичные куклы немецких художниц Герлинде Фезер (Gerlinde
Feser) и Дорис
Штаннат (Doris Stannat), привезенные в Россию уже во второй раз - дебютировали эти
впечатляющие куклы-дети на российском рынке буквально несколькими месяцами раньше, в Москве,
на IV Международном Салоне кукол. Эти куклы-дети, или, как их называют российские
коллекционеры, "бэбики", для аккуратных детских игр подходят прекрасно - все материалы
абсолютно безопасны, а по дизайну куклы Герлинде Фезер и Дорис Штаннат дадут фору неизменным
"бэби-борнам" безусловно, хоть и не "ходят на горшок". Куклы-младенцы изготовлены в
натуральную величину и весят как маленькие дети; в мягком теле и силикон-виниловых ручках,
ножках и головке нет каркаса, благодаря чему кукла принимает расслабленные детские позы сама и
ее очень приятно обнимать. А мастерская ручная роспись лица, пушистые ресницы и
младенчески-жидкие волосы (или пышные парички у кукол-детей постарше) завершают правдоподобные
образы симпатичных немецких "киндеров". Художницы (чьи работы отмечены такими престижными
международными премиями, как, например, DOTY Awards и специальный приз Хильдегард Гюнцель)
рассказывают, что всевозможные куклы-беби были их любимцами еще тогда, когда они сами были
маленькими девочками. Возможно, это одна из причин, по которой художницы решили создавать эти
идиллические образы сами.
С каждой международной выставкой кукол в России все шире представлена довольно новая для
нашего рынка категория кукол - коллекционные фабричные куклы для взрослых. Еще совсем недавно
такие куклы вызывали единственную ассоциацию - "Барби" - и следующее за ней отторжение. Но
обычной игровой кукле Барби на подобные выставки путь заказан; здесь за стеклянными дверцами
витрин демонстрировали свои роскошные наряды haute couture конвенционные куклы от Tonner Doll
Company, редчайшая британская кукла Milou в маленьком черном болеро и пышном золотом парчовом
платье, томная шарнирная Alex от Madame Alexander, изображавшая Скарлетт о'Хара в
ностальгическом летнем наряде, дополненном соломенной шляпкой. Иные каноны моды демонстрируют
дизайнерские куклы "новой азиатской волны" - японские и корейские модные девочки и мальчики, с
одной стороны отражающие в зеркале своего маленького кукольного мира ставшую отдельным модным
направлением японскую street
fashion, а с другой стороны являющие собой собирательные образы
различных молодежных субкультур, сдобренные изрядной долей кича - но неизменно со вкусом. С
такими куклами посетителей выставки знакомили два стенда - Dolly's House, уникальный
петербургский магазин дорогой коллекционной игрушки, и DollPlanet.ru, интернет-портал,
который успешно популяризует в России современных модных кукол уже более трех лет. Публику
очаровали шарнирные куклы Dal из частной коллекции Dolly's House, культовые американо-японские
куклы Blythe со сменными глазами (а единственная выставленная на продажу Blythe очень быстро
обрела хозяйку), "головастики" Pullip и TaeYang, уличные модницы J-Doll.
На ВРЕМЕНИ КУКОЛ уже стала традиционной номинация DollPlanet.ru "Фантасмагория" - звание,
которое присуждается самой мистической и таинственной кукле выставки. Однако зимой 2008 года
"Фантасмагорией" ВРЕМЕНИ КУКОЛ №2 стала... не совсем кукла: целая группа удивительных созданий
(или, как их называет сам автор, "тварей") вышла из северных туманных болот и осенне-зимних
лесов, вдохновивших Александру Петрову, более известную как Ворониха, на создание
язычески-завораживающих духов ручьев и трав в технике фильдц. "Твари" обитали на ВРЕМЕНИ КУКОЛ
№2 под вывеской проекта "Вересковые сны", спрятавшись в своем маленьком тихом мире под
вересковым кустом с бубенцами; но вскоре после получения заслуженного звания, "Фантасмагория"
разбрелась по своим новым домам и далеким городам, к новым хозяевам. Создания Воронихи
благодаря международным выставкам в Москве и Санкт-Петербурге, а также интернет-сообществам,
уже давно стали желанным приобретением для коллекционеров и просто влюбленных в таинственные
миры людей.
Народные мотивы в авторской кукле могут проявляться очень многообразно: и если в работах
Воронихи это северное вдохновение облечено в необычное сочетание валяной шерсти и проволоки со
стеклом и бисером, то деревянные японские кокэси, частная коллекция которых разместилась за
стеклами витрины DollPlanet.ru, совместили в себе традиционную технику и современный авторский
дизайн. Кокэси (кокэши) - такой же запоминающийся "кукольный символ" Японии, как матрешки -
России. Выточенные из цельного деревянного массива или составные, они могут быть традиционными
(и тогда по их росписи можно определить, в каком регионе Страны восходящего солнца они были
изготовлены) или авторскими, созданными руками современных художников в единственном
экземпляре или маленькой серией. В экспозиции DollPlanet.ru кокэси варьировались от крошечных
девочек размером с яйцо до внушительных надменных красавиц в кимоно. Эстетика деревянных
японок лаконична: всего несколько росчерков резца на складки кимоно, обозначенное несколькими
штрихами лицо, изящные иероглифы автографа мастера на донышке (и ровные строки иероглифов на
крышках коробок, в которые любовно упакованы кокэси). А личики этих кукол радостны, кокетливы
или загадочны: недовольную кокэси найти почти невозможно...
Каждая кукольная международная выставка-продажа - это огромное разнообразие жанров,
материалов, фактур и, конечно, авторских вИдений. Интереснейшие "срезы" кукольного
искусства
раскрываются на стендах галерей и объединений - например, таких, как петербургские "Старый
Шарманщик" и "Суок" или московское Международное Объединение Авторов Кукол - МОАК, где нам
встретились даже авторские репродукции антикварных кукол, а это жанр, российскими мастерами
почти не освоенный, но очень ностальгический и теплый. Кстати, Варвара Скрипкина, владелец
уникальной петербургской галереи авторских кукол, представила на ВРЕМЕНИ КУКОЛ №2 своих
собственных авторских кукол, и ее добрые сказочные работы с использованием старинных тканей и
материалов подтвердили - Варвара не просто профессиональный галерист с удивительным чутьем на
таланты, но и самобытный художник.
Предновогодний кукольный праздник Времени Кукол №2 пролетел быстро; но так же быстро пролетит и время до третьего ВК - летней кукольной феерии, овеянной белыми ночами и приглашающей к своим сказочным берегам всех искателей прекрасного!
Екатерина Зиборова, www.dollplanet.ru
Фото автора
Официальный сайт выставки ВРЕМЯ КУКОЛ - www.dolltime.ru
ФОТОРЕПОРТАЖ С ВРЕМЕНИ КУКОЛ №2

Кукла Ирины Дейнеко

Кукла Элины Худжадзе

"Твари" Александры Петровой (Воронихи), фильдц

Куклы Ирины Горюновой

Авторские реплики антикварных кукол на стенде МОАК

Миниатюра - кукольный дом Ксении Михеевой

Авторские работы на стенде Марка Ли и Натальи Гапоновой

Хильдегард Гюнцель. Кукла Княжна Ксения и медвежонок Альфонсо

Авторские работы oso polar

Деревянная кукла Юлии Сочилиной "Ева"

Мария Позднякова (Магда). Мишки Тедди "Лорд Хоуп и Мисси Мистакен"